Глядя впервые на дан мой, по-моему, ни за что не догадаешься, что это такое. Чаще всего его путают с перьевой ручкой, реже принимают за какое-то необычное шило. Если же есть данные о том, что это всё-таки музыкальный инструмент, то за инструмент принимают бамбуковый чехол от дан моя, обёрнутый тесьмой с разными узорами. А вот и нет! Именно эта небольшая латунная штучка и есть музыкальный инструмент - дан мой - вьетнамский варган. Когда же люди впервые видят вживую на что способна эта штучка, почти в ста процентах случаев это вызывает у них удивление: "Ничего себе!", "Вот это да!", "Ого!".
Итак, принимаемся осваивать дан мои.
Для начала научимся правильно держать дан мой. Объяснение ведётся для правшей. Если вы левша, то всё соответсвенно симметрично. Держится дан мой левой рукой за край, на котором закреплена нить. Гладкая сторона дан моя должна быть при этом внешней, то есть загнутые края должны быть направлены на вас. Дан мой слегка зажимается губами так, чтобы язычок свободно проходил между губ и зубов (то есть зубы должны быть разжаты). Далее слегка ударяем от себя или к себе по правому краю дан моя и... получаем удивительный звук!
О приёмах игры на дан мое.
Сильно зажимать губами дан мой совсем не обязательно. В основном он держится именно рукой. Из-за этого губам можно легко придавать разную форму, перемещать дан мой вдоль рта влево и вправо. Можно даже совсем не прислонять дан мой к губам, а просто держать напротив рта. Эту особенность вы не найдёте ни у одного из зубных варганов. В то время как на китайском
варгане (коу ксианг) в основном только так и можно играть. Остальные приёмы игры на дан мое - те же самые, что и на всех варганах.
Об особенностях боя.
Конструкция всех дан моев довольно хрупкая, поэтому бить по язычку слишком сильно нельзя
(можно очень быстро испортить дан мой). Да и это совсем не нужно, так как дан мои отлично
звучат от легких ударов с небольшой амплитудой. То есть при игре на дан мое не нужно вкладывать
в удар большую массу, поэтому классический якутский стиль игры на хомусах, когда двигается вся кисть,
для дан моев не оптимален. Рекомендуется играть разогнутым указательным или средним пальцем, или большим пальцем.
При бое разогнутым указательным или средним пальцем можно легко освоить тремоло (бой в обе стороны) на дан мое.
Бой большим пальцем хорош тем, что легко почувствовать нужное усилие ударов, но менее удобен для игры в обе стороны.
Конструкия дан моя не требует от играющего большой точности ударов. Это его свойство позволяет использовать еще один вид боя: ладонь смотрит вверх и наклонена к вам примерно на 45 градусов. Удар по язычку дан моя наносится верхней фалангой среднего пальца во время его сгибания (с практикой начинает получаться и удар при разгибании пальца, не задевая при этом язычок ногтем). при этом ладонь не двигается - двигается только средний палец, сгибаясь и разгибаясь в основном во втором суставе (от конца пальца). Такой вид боя позволяет наносить очень быстрые и точные удары. Используя его, можно получать интересное равномерное звучание дан моя.
Дыхательные эффекты.
Дан мой также очень чувствителен к дыханию. Равномерно вдыхая воздух можно сильно увеличить громкость и объемность звучания. Масса интерсных звуковых ээфектов достигается при резких вдохах и выдохах с разной интенсивностью.
Также у многих дан моев встречается возможность возбуждать колебания язычка без удара по нему - за счёт достаточно сильного вдоха. А если колебания уже есть, то их можно поддерживать легким равномерным вдохом, регулировать громкость при этом можно меняя интенсивность вдоха. При этом получается звук - нечто среднее меджу жжужанием и гудением.