- Автор: Елена Степанова
- Дата: 23.12.2005
Став обладателями гран-при II Сибирского фестиваля мировой музыки "Саянское кольцо", якутская этногруппа "Айархаан" (старое название "Кылысах") получила путевку в Польшу на Первый международный фестиваль "Магия голоса", где буквально очаровала публику и сама очаровалась диковинными исполнителями, прибывшими из разных стран. Естественно, что домой наши артисты вернулись под огромным впечатлением, и руководитель группы Альбина Дегтярева рассказывала больше не о себе, а о том, что видела.
Справедливости ради надо вначале рассказать о фестивале "Саянское кольцо". Ну, хотя бы для того, чтобы читатель понял, насколько солидным было приглашение в Польшу. Фестиваль сравнительно молод: он начал работу в 2003 году под патронажем фонда "Культурное наследие Сибири" и при поддержке Артемия Троицкого, который стал постоянным председателем жюри. При таких покровителях фестиваль очень быстро завоевал славу лучшего в России, не случайно и то, что именно здесь независимое Европейское жюри выбирает лучших исполнителей в жанре "World Music". Сам Артемий, услышав "Айархаан", произнес буквально следующее: "Я много раз слышал хомус, но чтобы он звучал как оркестр – слышу впервые". И красноярская пресса озвучила: ""Айархаан" – это ураган звуков, издаваемый якутскими хомусами, подменяющими собой виолончель, саксофон, электрогитару и не менее трети состава симфонического оркестра". Так благодаря мастерству Альбины Дегтяревой и легкой руке Троицкого хомус в устах "Айархаана" стал именоваться авангардным. Стоит ли удивляться, что музыкальный критик рекомендовал якутских исполнителей на Первый международный фестиваль в Польше и включил Альбину Дегтяреву в жюри "Саянского кольца".
Если сравнить "Саянское кольцо" с нашим фестивалем "Табык", работающим также в направлении этномузыки, то у первого география исполнителей намного шире. Да и жюри весьма и весьма солидное. В его состав, к примеру, входят, кроме названных уже Троицкого в качестве председателя и Дегтяревой как члена, музыкальные критики Доружка Петр из Чехии и Тон Маас из Нидерландов, который пишет для журналов, издающихся в Голландии и США, Бен Мандельсон из Великобритании, которого можно охарактеризовать ключевой фигурой в мировой музыке (он, кстати, был менеджером группы Ят-ха), заслуженные артисты Тувы и России Ондар Конгар-оол и Игорь Флейшер и другие. Стоит ли говорить об исполнителях, съехавшихся на фестиваль со всего мира, включая столичных исполнителей из Москвы и Санкт-Петербурга?
Кстати, кроме якутской группы "Айархаан", Троицкий рекомендовал на польский фестиваль – представлять Россию – не москвичей, а самых ярких исполнителей из Тывы, Алтая и Иркутска (последние представляли аутентичную музыку приангарских старожилов – староверов).
Итак, вернемся к Польше. Наши хомусистки добирались до Вроцлава поездом, следовавшим из Варшавы. Первое, что поразило их, – архитектура города: кругом костелы, замки, точеные дворцы, мосты... Красота! Будто в XVI веке оказались! Второе – афиши, возвещающие о фестивале "Магия голоса": на них красовалась Юлиана Кривошапкина, участница "Айархаана"! Так наша девушка стала "лицом" международного фестиваля...
Выяснилось, что выступать надлежит в костеле, где звук буквально улетает ввысь. Здесь были представлены музыкальные проекты из двенадцати стран Европы, Африки, Азии, а открыло фестиваль шоу испанца Лоренса Барбера. Он едва касался многочисленных плоских колокольчиков, сделанных в форме тарелок, и чудный легкий перезвон наполнил зал, создавая ощущение волшебства. Под конец он уселся на сцене и будто на клавишах стал играть сразу на двадцати колоколах, подносил их ко рту, и звук преображался – он становился похожим на звуки хомуса...
Другая испанка Фатима Миранда поразила публику невероятной игрой уникального голоса, способного подражать самым тонким и высокочастотным звукам, до дверного скрипа.
Альбине Дегтяревой понравилась тувинская группа "Алаш", тоже, кстати, гран-при "Саянского кольца". Они, конечно, демонстрировали искусство горлового пения и показали пять различных манер исполнения, издавая то очень высокие звуки, похожие на свист, то звуки, словно пропущенные через нос...
И вот настало время авангардного хомуса "Айархаана". Наши девушки показали, что на якутском хомусе можно не только играть различные мелодии, но и разговаривать! Можно изображать голоса чаек, кукушки, глухарей, журавлей, ржание коня, погружаясь в удивительно красивый мир природы, став на мгновение живописцем. А то и выдать звук кузнечных мехов... И поляки, и братья-тувинцы, и хакасы, для которых хомус далеко не новость, были просто потрясены: такого они не слышали никогда.
После выступления Альбину Михайловну стали просить показать мастер-класс, чтобы она научила извлекать подобные звуки, для чего в Академии культуры тут же отвели аудиторию. Но выяснилось, что хомусы у них не те: у якутского более широкий диапазон и весьма богатый тембр. Так что ничего из этой затеи не получилось, и опечалившихся музыкантов пришлось успокоить обещанием, что в следующий раз Альбина Михайловна захватит с собой несколько инструментов якутских мастеров.
Сама Альбина Дегтярева играет на хомусе мастера Револия Чемчоева, играла и на инструментах Павла Михайлова и Егора Мандарова. Так чем же наши мастера отличаются от иных? Оказывается, все дело именно в национальных традициях. А у якутов звукоподражание, что называется, в крови: оно непременно сопровождало культовые обряды и ритуалы, особенно в шаманских камланиях. Удивительно ли, что девушек из "Айархаана", издающих невероятные звуки и излучающих мощнейшую энергетику, в Польше приняли за шаманок, и все пытались их потрогать?!
У композиций "Айархаана", а на фестивале их было представлено несколько: "Легенда о мироздании", "Дыхание сердца", "Эхо веков" и другие, свой внутренний ритм. Они как бы "дышат" и пением птиц, и их полетом, и стуком копыт лошадей, и даже свистом ветра.
Интересно, что Альбина Дегтярева, которая учит малышей хомусу в Высшей школе музыки, всему училась сама. Нет, конечно, азы преподала ей мама, но хомусистка, по наитию придала ему то самое необычное, нетрадиционное звучание, о котором Артемий Троицкий скажет: "Авангардный хомус". В 1983 году она пришла в группу хомусистов "Алгыс", основанную Иваном Алексеевым, в составе которой были всем известные личности – хомусист и учитель из Покровска Спиридон Шишигин, Александр Пахомов (ныне начальник постпредства в Москве), Николай Жирков (преподаватель АГИКиИ) и ее брат Георгий Иванов (помощник заместителя председателя правительства Артура Алексеева). В 90-х годах группа распалась, только двое из участников – Альбина Дегтярева и Николай Жирков – стали профессиональными хомусистами. То время много дало Альбине, она даже сына своего назвала Алгысом – в честь группы.
Алгыс – это заклинание, в котором желают всяческих благ. Поют алгыс с гортанными призвуками, именуемыми кылысах, и именно такое название Альбина дала своей собственной группе. Выступления проходили на "ура", но очень скоро оказалось, что придется переименовываться: в улусах "Кылысах" – довольно распространенное название фольклорных ансамблей, это сбивало с толку фанатов исполнительского мастерства Альбины и ее подопечных. Был, например, такой случай, когда в поисках информации об авангардном хомусе его почитатели натолкнулись на группу старушек... Так и вышло, что гран-при на "Саянском кольце" получила группа "Кылысах", а вот в Польшу отправилась группа под названием "Айархаан" (что можно перевести как "Племя созидателей"). А состав прежний: сама Альбина Дегтярева, Варя Степанова и Юлиана Кривошапкина.
Пожалуй, самое примечательное, по мнению Альбины, что было в Польше, так это признание коллег-тувинцев, славящихся своим горловым пением и гордящихся тем, что именно Тыва считается центром распространения тюркоязычных культур. Так вот, тувинцы, послушав "Айархаан", подошли к ним и задумчиво сказали: "Наверное, наша прародина там, в Якутии...".
Девушки на это лишь улыбнулись.
Назад к страничке группы "Айархаан"
|