Техника игры на хомусе

Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приемами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научиться видоизменять звук.

СПОСОБЫ ФИКСИРОВАНИЯ ХОМУСА

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы; освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам. Пока это не удается, можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА

Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались, а чтобы язычок колебался надо бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате чего возникает основной звук хомуса. При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя. Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватывали корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

ПРИЕМЫ УДАРОВ ПО ЯЗЫЧКУ

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущен вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов. Если два этих приема применять вперемешку, то получится переменный удар. Такой способ очень удобен при игре с высоким темпом.

Другим видом является такой удар, когда кисть руки не движется, а удары производятся с боку разными пальцами. Такой удар называется боковым или пальцевым. При этом для удобства можно прижать большой палец к виску. Этот способ удобен при подражании топоту копыт, при воспроизведении ритма современных мелодий.

Удары краем ладони, пальцами вертикально удерживаемой кистью смотрятся красиво, говорят о высокой технике хомусиста. Когда хомусист чередует основной удар с последним и двигает руками словно танцор, это еще и помогает раскрытию содержания произведения.

СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки не останавливаясь, нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры. Вдыхать можно и нужно по разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу, и время звучания.

При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса, диафрагмы.

Некоторые хомусы могут зазвучать и от вдыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.

Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Потому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевленный твоим дыханием хомус заговорит человеческим голосом, заиграет, запоет словно жаворонок весенним утром.

Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов дыхания исполнитель на хомусе. При дыхании носом во время игры открывается носовая полость и звук хомуса становится носовым.

Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

ДВИЖЕНИЕ ГУБ

Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.

Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки. Приоткрывая и смыкая губы в сочетании с вдыханием воздуха можно получить эффект звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКА

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но это не значит, что возможности хомуса ограничены одной нотой. Хомусист, беззвучно двигая органами речи может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной импровизации, становятся настоящей музыкой.

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание обертонов. А хомусисту-импровизатору необходимо заранее знать какой звук извлечет хомус в следующий момент игры, т. е. довести до автоматизма технику изменения звука.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «о», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.

Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объеме.

Так с помощью языка можно менять высоту основного тона хомуса, т. к. при этом меняется лишь объем ротовой полости, являющийся резонатором звука. Но если использовать еще губы и органы глотки, голосовой аппарат, то можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные, дивные звуки.

Подражание жаворонку — широко распространенный прием еще с давних времен. Этот прием нравится всем хомусистам. Чтобы научиться этому приему, нужно язык держать так, как будто выговариваешь "ый-ый-ый" и двигать им вперед-назад в быстром темпе. Вначале надо научиться двигать языком во время одного удара. А потом, меняя ритм игры, силу звука, подражать пению жаворонка.

Подражание гусиному пению — также традиционный прием. При этом язык движется примерно так же, как и при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь неба и отрываясь от него, т. е. язык исполнителя совершает сложное движение, когда сам язык двигается вперед-назад, его кончик движется вверх-вниз.

Потому, какой орган участвует в извлечении обертонов основного тона, то есть при получении двухголосия, можно делить звуки на следующие.

При дыхании носом возникают носовые звуки, точнее, если держать носовую полость как при дыхании носом. Во время обучения этому звуку лучше не двигать органами речи, голосовым аппаратом.

Если по разному беззвучно двигать глоткой, то получаются глоточные звуки. При этом необходимо задерживать дыхание и двигать закрытой глоткой. Например, чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь как будто выговариваешь звук промежуточный между “э” и “о” и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая “кук-куук” и тогда, даже в разгар лютой зимы, в твоей комнате наяву закукует вестник жаркого лета — кукушка.

Использование глотки помогает извлечению самых разных, приятных и невоспроизводимых на других инструментах звуков, но этот способ игры очень труден: и технически и физически.

Внезапная остановка язычка или извлечение короткого звука сложный, но необходимый прием.

Хомусист-импровизатор так же, как все музыканты, должен уметь пользоваться длинными, короткими, сильными и тихими звуками, паузами. Силу звука можно менять, открывая и закрывая губы, меняя силу удара по язычку.

Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата его конца губами. Последний, эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.

При комбинировании этих приемов остановки и обхвате краями губ язычка во время вдыхания получается совсем другой звук.

Если же тормозить губами язычок и бить по нему с обратной стороны, то получится звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется "табыгыр".

Остановка язычка губами весьма сложный прием, так как можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуку дятла по сухостою, барабанной дроби и т. д.

Если играть, при этом удерживая хомус только губами, получится совсем другой короткий звук.

Удачно комбинируя эти основные приемы изменения звука с приемами дыхания, удара, можно обрадовать и удивить зрителей чудесной музыкой хомуса, убедить их, что хомус действительно говорящий инструмент.

Возможностей у хомуса — море, есть много и неизведанного. Хомусист, занимающийся постоянно и творчески, обязательно откроет новые приемы и обогатит музыку хомуса новыми волшебными звуками и его обертонами.

Назад к списку статей