17 апреля 2006 г., понедельник
14 апреля 2006 г., страстная пятница
Наступили праздничные выходные, страстной уикенд, а я вдруг решил приняться за написание статьи о том, как создать варганофон. Поводом для написания данной статьи послужила статья, написанная Клейтоном Бейли из США в феврале 2006 г. В последнем параграфе этой статьи автор пишет (цитирую): «Я собираюсь заняться исследованиями старого медного автомобильного гудка». За несколько недель до этого, где-то перед новым годом я смастерил два варганофона именно с помощью старого медного автомобильного гудка (из латуни).
Перемещаясь во времени.
Однажды, собирая материал, имеющий отношение к варганофону, я наткнулся на работу Клейтона Бейли и его варганофон (о чем было упомянуто выше). Когда я увидел его фотографии «универсальных варганофонов», я сказал себе: «неужели я не смогу сделать подобное своими руками». И я сразу направился в магазин хозтоваров, чтобы изучить всевозможные материалы, с помощью которых можно было бы сконструировать держатель для варганофона.
План изготовления варганофона.
Мне понадобились две латунные пластины, которые я разрезал с помощью пилы. На пластины я насадил так называемую манжету в форме «Т». Края этой манжеты были распилены вдоль, я также вырезал отверстие под язычок варгана. К короткому концу манжеты был прикреплен гудок. Во вторую пластину я вкрутил болты, которые также соединились с первой пластиной посредством манжеты в форме «Т». Затем все части были спаяны.
Вырезание латуни.
Как говорится, сказано – сделано, но не сразу; нелегким делом оказывается даже раздобыть пластины из латуни. Иногда кажется, что их не существуют. В магазинах Нидерландов они просто не продаются. После долгих поисков я приобрел их на одном металлопрерабатывающем заводе. А работать с этими пластинами оказалось не так уж сложно. Понадобилось только терпение и специальная пила. Замечу, что на работу с одной пластиной может быть израсходовано два, а то и три лезвия пилы.
Итак, как проходила работа. После разрезания, в пластинах делаются отверстия для болтов. Важным элементом является расположение отверстий. Варганофон должен быть созвучен с пластинами. Секретом является то, что центральную линию (она же в данном случае и линия ось симметрии) одной пластины нужно расположить напротив отверстия меньшей пластины. Если этого не будет достигнуто, то гудок не будет нормально звучать. Отверстия пластины (не той, на которой держится гудок), должны быть немного меньше диаметра болтов. В этом случае достигается более жесткое соединение пластин болтом. Другие отверстия могут быть немного побольше, для более легкого соединения.
Следующим этапом работы является сварка всех частей. Здесь, конечно же, необходимо достичь сноровки. Особенно вначале сварка кажется достаточно трудоемким и сложным процессом, требующая значительных усилий и приносящая минимальные результаты. Постепенно, по мере освоения этого метода работы, результаты увеличиваются и улучшаются. Итак, свариваются следующие детали: необходимо спаять болты, вставленные в отверстия; необходимо также спаять манжету в форме «Т» и перемычку к более короткой пластине, к которой крепится гудок (потому что конец гудка тоже имеет перемычку). После спайки и очистки варганофон готов к завершающей сборке.
После того, как я успешно смастерил два варганофона, я стал искать новые гудки для новых экспериментов. В одном из магазинов хозтоваров я наткнулся на бутылку в форме кларнета со специальной горлышком. Используя это горлышко, я сконструировал стеклянный варганофон.
В настоящее время у меня сконструировано пять различных варганофонов разной формы и начинается работа над шестым. После того, как заканчивается работа над каждым варганофоном, мне становится любопытно, как же этот инструмент заиграет. В первый раз меня поистине удивила чистота его звука.
Очень сложно заранее определить, насколько впоследствии изменится звук. К сожалению, у меня нет записи этого варганофона. Но я могу сказать, что звук достаточно богатый.
Чтобы получить чистый звук на варганофоне, необходимо прикладывать его к губам, а не к зубам, в отличие от игры на варгане без автомобильного гудка, когда звук заглушается губами. Если прижимать варганофон непосредственно к зубам, то возникает глухой звук, создающий сильные вибрации в голове, и нужно прилагать значительные усилия, если вы хотите уменьшить вибрации и, соответственно, исключить возможность задевания инструмента об зубы. Именно это и побудило меня поставить скобы на зубы. Через некоторое время этот метод начал помогать. Замечу, что такая форма скобы была продиктована пластиной моего первого варганофона, но которая также позволила лучше фиксировать варганофон относительно зубов. К этому достаточно быстро приспосабливаешься.
В результате этого звук становится богаче, но я не имею понятия, насколько сильно. Это, скорее всего, зависит от того, с каким варганом работаешь, от величины варгана и жесткости язычка, длины варганофона, от того, как крепится варган к пластинам. Надо признать, что варганофон значительно усиливает звук, но по сравнению с другими музыкальными инструментами, этого может оказаться недостаточно.
И будьте осторожны! Общеизвестно, что игра на варганофоне порождает привычку!
Искренне ваш Арм Д. Линсен.
Перевод с французского - Татьяна Кашаева
Источник: http://www.guimbardage.net/spip.php?article33
|