Ударные мембранофоны.
Хакасские народные музыкальные инструменты.
Топоев П. Я. Сеок Хобый
Абакан, 2007
ТУУР.
ТУУР (тюр) – хакасский (тунур (тюркский), бубен (русский)) ударный инструмент, односторонний мембранофон (от лат. Membrane – кожица, перепонка и греч. Phone - звук).
Современный туур является прямым потомком своего архаичного предшественника – главного культового атрибута высшей категории хама (хам – шаман). В качестве культового инструмента туур сложился из предметов традиционной материальной культуры, выполнявших в шаманском мировоззрении хакасов те же ритуальные функции. Древнейшие изображения «совершенного» в своем эволюционном развитии инструмента, встречаются на наскальных рисунках Саяно-Алтайских писаниц, датируемых II тыс. до н.э.
Согласно традиционному мировоззрению, туур представляет собой «живое существо», к которому притягиваются служебные духи хама. В зависимости от смысла камлания (ритуальной мистерии хама) туур мог осмысливаться и превращаться то в ездовое животное, то в лодку, то в лук, а ритуальный жезл (колотушка) орба соответственно – в плетку, весло, либо стрелу хама. В зависимости от силы хама количество принадлежащих ему инструментов исчислялось до 9 и более.
Сунур (сюнгюр, металлические подвески) – общее обозначение предметов вооружения на атрибутах хама. Звуки конусовидных подвесок на тетиве kipic (поперечная перекладина бубна) означают голос, обращенный к божеству, а колокольчиков и бубенцов – к горному духу.
Бугорки на обечайке (их еще называют резонаторными бугорками) в традиционных представлениях трактуются как рога, глаза, сосцы тура- оленя. Из сосцов (их количество различно) питается дух-хозяин туура или сам хам во время «путешествия». С внутренней стороны к верхнему борту туура прикрепляются железные или медные серповидные ножички, которые называются «хылыс» - сабля.
Главное предназначение туура – эмоциональное воздействие на психику человека и, в целом, на его организм, сохранение и восстановление физического и духовного здоровья. Туур способствует гипнотическому воздействию на пациента и введению в транс. Равномерные и ритмичные удары стабилизируют сердцебиение больного и его кровяное давление.
В настоящее время, в эпоху компьютеризации и информатизации, туур прочно сохраняет свои позиции и продолжает применяться в обрядовой, религиозной (общественные моления, связанные с культом горы – Таг тайи, реки – Суг тайи, огня – От тайи, священного животного – Ызых тайи) и концертной практике.
Бубен койбальской шаманки Соткан, 1897 г.
А – небесным мир: а – солнце (кюн), б – луна (ай), в – Венера (Солбаи), г-звезды (чылтыс);
Б – подземный мир: д - священная береза (пай казынг), е – дух, патрон хама (ээзи), ж – желтые девы, русалки (сарыг кыс), з – черные люди (кара кизи), и - воплощение духов: водяного (суг ээзи) и горного (таг ээзи), к – вещие черные птицы (кара кус), л - сам шаман (хам позы), м –волк (пююр), н – горный дух (таг ээзи);
В – три слоя земли, отделяющие небесный мир от подземного;
Г – дуга, окаймляющая небесный свод, обозначает радугу «Тигiр хуры».
1. Марс [марс] – «барс» - дух-хозяин тура (вертикальная рукоять),
2. Кос [кес] а) глаза хозяина туура; б) место укрытия шамана, в) вместилище для духов.
3. Кiрiс [кирис] – а) тетива лука; б) «насест» для духов; (железная перекладина).
4. Сан [санг]– колокольчик.
5. Хоныро [хонгро] – бубенец.
6. Чалама [чалама] – священная полоска ткани (число чалама обозначает количество проведенных камланий).
7. Туур хазы [тюр хазы] – обечайка бубна (обод).
8. Орба [орба] – ритуальный жезл хама.
9. Сунур [сюнгюр] – металлические подвески, обозначающие стрелы и мечи хама.
На освященное животное, ставшее «ызыхом», навязывали ленточки «чалама», взятые с железной перекладины «кирис» туура. Находясь на шее «ызыха», они «служат талисманом, ограждающим его от нечистых сил».