Ежедневно: 14:00-20.00 
+7-906-061-66-33
khomus@mail.ru

г. Москва  м. Китай-город
Малый Златоустинский пер.
6с1Б, 2 этаж


English

Регистрация | Вход
выбрать город...
Вход

  запомнить меня на этом компьютере

Наш магазин в Москве

Малый Златоустинский переулок, 6с1Б, 2 этаж
+7-906-061-66-33 

Email: khomus@mail.ru
Ежедневно: с 14:00 до 20:00

По вопросам оптовых покупок и сотрудничества с мастерами, пишите на нашу электронную почту или в мессенджеры WhatsApp и Telegram.

Как сварганить варган. Марков Владимир

Идея сделать варган своими руками пришла практически в самом начале моего увлечения игрой на этом необычном инструменте. И чем больше я знакомился с бескрайним разнообразием типов и форм хомусов с разных концов света, тем сильнее крепла эта идея, постепенно начав свое воплощение в эскизах.

Увидев однажды на стеллажах строительного рынка россыпи прутков латуни и нержавейки, я ощутил, как время сильно замедлилось. Вместо привычной урбанистической скачки от одного дела, к другому я стою и с улыбкой идиота любуюсь на "гору" блестящего металла. Так продолжалось некоторое время, пока внутренний голос, помолчав, не молвил, кашлянув "ну и фигли замер, иди, бери". Прикупив там же полотно по дереву, для язычка, отправляюсь по другим делам, но мыслями я уже в мастерской.

Мечталось заиметь средний по размеру хомус с жестким язычком, для быстрой игры. Для чего достаю все имеющиеся в наличии варганы, замеряю их геометрию и определяюсь с размерами своего детища.

photo1.jpg

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86 мм. Насколько я понимаю, здесь обязательно нужна термообработанная высокоуглеродистая сталь (термообработанная значит закаленная и отпущенная до нужной жесткости, высокоуглеродистая, потому что иная не может быть закалена).

photo2.jpg

На наждаке отделил полоску (главное постоянно охлаждать, дабы не нарушить термообработку стали). Выровнял один край.

photo3.jpg

Также на наждаке обработал вторую сторону язычка (на фото промежуточный результат).

photo4.jpg

Рамка сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т. Отпилил заготовку и на границе перехода прямого участка в загиб сделал шейки, как на алтайском комусе.

photo5.jpg

Теперь, надо сделать конусные сужения, лучше всего на токарном станке. Но в домашних условиях я сделал так, зажал заготовку в дрель и включив её начал обтачивать на электро точиле (наждаке).

photo6.jpg

Готово

photo7.jpg

Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную, зажав заготовку в тисках.

photo8.jpg

Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

photo9.jpg

Получил вот такую, предварительную форму.

photo10.jpg

Нижнюю поверхность конусов "вывел" на бруске, т. к. это будет рабочая поверхность производящая звук.

photo11.jpg

Затем обточил на наждаке грани деки.

photo12.jpg

Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.

photo13.jpg

Выковал форму так, чтобы конусность деки соответствовала конусности язычка. Последний заточен с двух сторон по образу якутских.

photo14.jpg

Загнул колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте гиба!

photo15.jpg

Сделал круглую часть рамки плоской с двух сторон.

photo16.jpg

Разметил место положения язычка.

photo17.jpg

Пропилил полотном по металлу паз.

photo18.jpg

С помощью напильника и надфиля придал правильную форму.

photo19.jpg

С помощью фетрового круга и пасты ГОИ отполировал деку и язычок.

photo20.jpg

Осталось самое сложное установить язычок, обеспечив, маленький и равномерный зазор с декой. Сначала вбил его на конус, как показано на фото. В этот момент происходит регулировка, если язык ушел на одну сторону его можно поправить, ударяя по этой же стороне хвостовика. Если зазор велик, продолжаю забивать его по центру хвостовика. В этот счастливый момент уже можно пробовать играть, добиваясь яркого звука, но отсутствия стука об деку. Далее края паза завальцовываем молотком (слегка) и обрезаем лишний край.

photo21.jpg

Хомус готов и играет! При его изготовлении допущены некоторые ошибки, но сделано главное - положено начало. В последующих работах можно будет не только учесть слабые места первой попытки, но и постараться продвинуться вперед, по бесконечному пути проб и ошибок.

photo22.jpg

photo23.jpg

photo24.jpg

Пример звучания

В заключение хочется подчеркнуть, что описываемый способ не является традиционным, с точки зрения закоренелого профи, он может казаться даже не правильным. Стимулом написания этой заметки было не провести мастер класс, а просто показать ещё одну возможную плоскость приложения ваших творческих сил.

25.09.2008