Бубен — отец ритмов
О Бубнах всегда было много разговоров. В России особенно, так как именно наша Сибирь всегда придавала этим разговорам, особый, культурно-мистический окрас. Тем не менее Википедия скупа на описание и историю:
"Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. "(с)
Что же такое Бубен? Такой разный и такой одинаковый, многоликий у множества культур, и в тоже время современный, оркестровый, духовный инструмент. Какова его история? Как и какими народами он использовался? Попробуем собрать картинку воедино и отследить основные моменты истории этого инструмента. Проследить за нитью его пути.
Прежде всего стоит отметить безусловную архаичность его конструкции. За тысячелетия его конструкция менялась слабо. Материалы и формы сменяли друг друга, но принцип устройства оставался почти тем же. И действительно что еще нужно? Обод из прочного материала, упругая звучащая мембрана, колотушка (роль которой может играть и рука играющего). В качестве дополнения бубенцы и погремушки.
С большой долей вероятности, можно предположить, что из нынешних инструментов Бубен самый древний (не считая поющих палочек). Ударные вообще были первыми, поскольку их история началась в тот момент когда лохматый предок с каменным топором, ударил одну сухую палку другой и обрадованный звонким звуком стал стучать простые и вечные ритмы этого мира. Следующим шагом стал Бубен. Для древнего человека кожа на ободе уже живой зверь. Он поет. Это древнее отношение к бубну как к Коню (Оленю или иному Зверю) сохранилось во многих культурах (особенно в сохранивших традиционную религию). Это гораздо позже культуры разделятся и социумы обособятся, тогда и бубен обособится, примет множество форм и типов. А пока он еще молодой.
Гораздо позже он всплывет на Западе «сначала в южноевропейской музыке, а со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке (с XIX века). Считается что Европейский бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, распространённого на Ближнем Востоке и в греко-римской античности (см. Тимпан).» А на востоке в массе форм но в более неизменном, традиционном для местных культур виде.
Бубны запада и востока.
Отдельного упоминания достойны бубны народов Америки
Бубен веками служил и верным Конем шаману и Лекарю и инструментом общей медитации и просто музыкальным инструментов для всякого праздника. Он принял множество форм и остался неизменным. Он породил барабаны путем смены обода на трубчатый корпус. В Африке например это всеобщая тенденция и там ударные активно развивались именно по этому пути, а в обеих Америках широко распространены как бубны так и барабаны, причем со временем барабаны стали больше музыкально-торжественным и танцевальным инструментом, а за бубнами сохранился статус инструмента шамана и сказителя.
Европейская же ветка дала оркестровые бубны и массу различных ударных инструментов самых разных типов. Здесь духовная музыка с приходом христианства переориентировалась на духовые, а потому ударные наиболее развивались в светском направлении.
Европейские буны.
Будучи дедом барабанов, бубен и сейчас поражает широтой возможностей. Его внуки, развивая каждый свою специфику приобрели множество форм и удивительных качеств, но потеряли ту архаичную универсальность и ту древнюю многажды тысячелетнюю ауру, которую создавали бесчисленные поколения во времена когда волшебство и музыка еще не разделились. И сегодня Бубен является одним из самых универсальных средств, а вместе с тем и методов для работы в самых разных областях. Ведь он ведет нас к самим себе к волшебству нашей собственной Тишины. А Тишина дает возможность новой точки обзора и новых методов взаимодействия.
Вессемир Воронцов 2016г