Ежедневно: 14:00-20.00 
+7-906-061-66-33
khomus@mail.ru

г. Москва  м. Китай-город
Малый Златоустинский пер.
6с1Б, 2 этаж


English

Регистрация | Вход
выбрать город...
Вход

  запомнить меня на этом компьютере

Наш магазин в Москве

Малый Златоустинский переулок, 6с1Б, 2 этаж
+7-906-061-66-33 

Email: khomus@mail.ru
Ежедневно: с 14:00 до 20:00

По вопросам оптовых покупок и сотрудничества с мастерами, пишите на нашу электронную почту или в мессенджеры WhatsApp и Telegram.
Главная  |  Форум  |  Все о варганах. Вопросы и ответы.  |  Много инструментов, много стилей, сколько боя?

Много инструментов, много стилей, сколько боя?

Страницы: 1
Много инструментов, много стилей, сколько боя?
 
Поскольку у нас отсутствует национальный стиль игры, пытаюсь состряпать свой собственный из разных кусков, изучая другие. Однако многие направления, предполагают использование собственного, оригинального боя. Собственно проблема в этом и есть: я один, а их, боев (лучше бы гёрлов :) много. Не получится ли неоправданного распыления сил. Самый естественный и удобный для меня это бой кистью (обычное положение кисти) так ли необходимо осваивать, например, в добавок якутский бой. Да я слышал мнение, что он дает настоящий звук хомуса. Однако из соображений биомеханики, вроде получается без разницы, ведь на язычок, в обоих случаях будет действовать одинаковый импульс (p = mv).

Кроме того, многие мастера (в том числе причисленные к лику виртуозов мира :) играют всё подряд одним боем : Джон Райт, Арон Фигправильнопрочитаешфамилию, Вольф Янша ….

Более того, некоторые это делают не очень правильно с биомеханической точки зрения и ничего вроде – жарят..

А как вы решаете проблему?
 
Владимир, разьве это ж проблема? Русские много чего позаимствовали у других народов, которых вокруг пруд пруди. И из всего многообразия, сумели создать свой неповторимый стиль. Это касается почти всех областей жизни. Так и с боем. Пускай те, кто ограничивает себя определенным типом боя, так и остаются с ним - известно ведь, что многим внутри ограничений творить легче. А тут понимаешь ли свобода - с ней еще нужно разобраться что делать. Я однообразной техники насмотрелся в Башкирии - как результат, отсутствие почвы для самовыражения. Все только внутри шаблонов.

Теперь техническая сторона вопроса. Я не физик, но судя по всему m свисающей с предплечья кисти, вовсе не равняется m вертикально посаженной на предплечье кисти. Кроме того, еще ведь существуют ощущения. На мой взгляд, совершенно очевидно, что бой в якутском стиле позволяет наносить более мощные удары.

Что касается мастеров, то тут тоже не все однозначно. Арон использует точно не один вид боя (вспомним ролики с дейзи каттером и байкалом). Шишигин использует кистевой бой вертикально посаженной кистью. Загретдинов на то и Загретдинов, что бьет вообще как угодно.

Заканчивая, отвечу за себя. Когда в арсенале хотя бы штук десять инструментов из разных стран, то тут уже каким-то одним видом боя не отделаешься. Для каждого инструмента нужно нащупать что-то свое. Даже внутри одного вида боя, и то используешь разные техники движения. Более того, когда наконец понимаешь как нужно играть на том или ином варгане, и доводишь этот самый бой до приемлемого состояния, то становиться ясно - усредненный подход не катит. Хотя он и полегче во всех смыслах
 
Ну, я совсем не физик... и варганщик - так себе. Но мнение имею :)
"Якутский" бой - более удобен на "тяжелом оружии": Христофоров с тройным креплением, вообще не звучит по другому, на Готовцеве мне тоже много удобнее бить сверху.
"Нижний" бой - очень вариативный:
- короткие инструменты: мурчунги, темир-комуз (новый!), кубыз, Поткин - бью в основном кистью, но указательным (а не средним) пальцем, или просто - одним ук. пальцем.
- длинные инструменты: многие доромбы, многие хомусы - кистевой средним пальцем.
Но "нижний" бой - очень разный: односторонний, двусторонний, сложные виды (дуэт, берсерк). Все они дают очень разное звучание.

Раз сложилась такая ситуация, что у русских нет общепризнанной национальной культуры - следовательно и СВОЕГО варгана - мы имеем обширное поле для эксперимента, не оглядываясь на традиции.

Обычно я "решаю проблему" выбирая тот бой, который мне кажется наиболее (сиюминутно) удобным. Но предпочитаю тренировать разные виды - просто для расширения инструментария.
 
Попробую объяснить подробнее, это не ментальная проблема боязни свободы, это проблема новичка, которому надо изучить очень много и сразу, проблема времени своего рода….

Вот напридумывал я разных ритмических упражнений, их довольно много, но польза огромная, метроном показывает, что играю я все ритмичнее, а карманный дерьмометр указывает на повышение качества звука. Причем это все надо не только отстучать рукой, но затем повторить тоже плюс дыхание, затем рука плюс другая артикуляция дыхания итд. Всё это я делаю с нижним положением кисти, которое выбрал основным. Если идти по пути внедрения нескольких типов боя, получается надо делать тоже и с верхним положением руки, а это реально тормозит по времени мои успехи, хотя возможно потом окупится дополнительными бонусами якутского боя. Не могу решить…

Я не отрицаю важность разного боя, но и преувеличивать, по-моему, не надо, ведь умелый игрец иногда переходит на неудобный, но эстетический красивый стиль или рубит все одним и ничего вроде. Видимо большое мышечное умение может компенсировать некоторые минусы неоптимального боя, или я ошибаюсь?

Потом, почти все яркие стили игры имеют эстетически яркий тип боя, это как бы визитная карточка. Якуты – рука сверху, индуса удары пальцем. Японец Byon Kay необычно колотит двухсторонним боем большим пальцем, совершая рукой движения, как будто лампочку закручивает и выкручивает. Придумать бы что-нибудь характерное для русского стиля :)

Михаил я имел ввиду не нюансы использования боя, но тип положения руки. Выбрав себе нижнее, я конечно не играю только одним пальцем, с одной частотой и амплитудой. Кстати все упомянутые тобой нюансы можно полностью отнести и к верхнему положению руки, вот и думаю, стоит ли лезть в дебри. Но твой путь понял, ты в разном инструментарии ищешь дополнительные возможности.

Собственно меня «смущает» только освоение верхнего боя – это целая отдельная не исследованная планета…
 
Владимир, я использую шесть различных видов боя. Начинал, разумеется с одного. И честно признаюсь, поначалу было просто лень переходить на другие - меня устраивал бой согнутым пальчиком. Ну и само собой не было осознания такой необходимости.
Желание осваивать остальные возникло постепенно, по мере того, как классический кистевой бой перестал быть проблемой. И так, месяц за месяцем, я добавлял в арсенал что-то новое. Потом я сделал открытие, что освоение разных типов боя, ведет к более глубокому проникновению в музыку, и более того, благодаря всестороннему развитию кисти, возникает синергетический эффект - когда все типы, взаимодополняют друг друга.
Также развивается способность играть при максимально расслабленной руке, что дает возможность исполнять энергичные композиции весьма продолжительное время. После того, как эта способность достигнута, то красивая артистичная игра "на зрителя" перестает доставлять неудобства (если таковые конечно имелись). Таким образом, если говорить обо мне, то считаю что совершенствование в чем-то одном, гораздо мене эффективно, чем единовременное изучение смежных областей; так и почва для идей обширнее, и нет риска зациклиться на чем-то одном. Но тут нужно доверять собственным ощущениям - кому какой путь ближе.

А проблема новичка, которому нужно изучить много и сразу, это действительно проблемища! С таким подходом, мы можем довести себя до состояния загнанных лошадей. Так возникает внутренний критик, и его друг внутренний надсмотрщик. А им только дай волю, они все соки высосут. Итогом становиться то, что нарастает внутреннее напряжение, и состояние полета, в котором хочется творить, пропадает, и на его месте возникает жесткая механистичность и зацикленность. Возникает ощущение " тяжелой работы". Я уверен, что неделя игры в таком состоянии, не стоит десяти минут в момент желания творить. Посему, лучше все делать расслабленно и в удовольствие: к черту напряженную работу, - от нее никакого толку. Разумеется, говорю только за себя.)))
 
Огромное спасибо Максим! Многое прояснил для себя, буду тоже осваивать последовательно, не всё сразу. По поводу "творчество vs тяжелая работа" к счастью, в моём случае, этой проблемы нет (других тараканов в голове хватает:), в добавок к техническим занятиям пытаюсь придумывать наигрыши, нарабатывать репертуар, импровизировать, систему нотной записи вот "придумал"...
 
Цитата
Поскольку у нас отсутствует национальный стиль игры...

Владимир, а вы не пробовали создать что-нибудь совсем "своё" - например "технику игры медиатором на варгане"? :)))
Правда гитарный медиатор не подходит... я пробовал.
 
Нет, до такого додуматься, мозгов не хватило. Ну и как, понравилось?
 
Со стороны понравилось :)))
Играть очень не привычно. Медиатор нужно делать какой-то "мягкий", а то звякает о колечко :)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)