Михайлов делает великолепные хомусы! Среди его инструментов я ни разу не встречал откровенно слабых. Настроены все абсолютно по разному; есть высокие, для которых характерна мелодичность, есть низкие - их фишка глубина. Если у тебя высокий инструмент - попробуй поиграть на смене обертонов производимых положением языка. Меняй в полости рта потоки воздуха, добавь немного резкости и честкости, но сильно не молоти по язычку. На низком, лучше играть помедитативней, максимально используя мышцы гортани и основания языка. Научись ощущать в себе полости, и старайся загонять туда звуковую волну. Но это так... Лирика.. Самое главное - желание учится; чаще слушай мастеров, экспериментируй, подражай, ни в коем случае не ленись. Пробуй себя в классической игре. Я всегда считал, что даже для художник экспериментатор, должен уметь рисовать реалистичные пейзажи. Слушай звук ТВОЕГО хомуса, чувствуй его уникальную вибрацию. Ведь когда играешь, он часть тебя. Будь внимательней к себе и своему телу, развивай его осознанность.
значит у меня хомус низкочастотный! и правда на нем я играю горлом и основанием языка) мне впринципе очень нравиться и с каждым днем чтото новое получается
Вообще здешние мастера варгана могли бы выкладывать видеоупражнения для чайников.Это не так и сложно,в принципе.Какие-то основные моменты,примеры наигрышей и т.д. и т.п.Возможно я гоню,но мне кажется полезный был бы материал,особенно на фоне полного отсутствия оного в сети.Ну или сделать ветку "Кто во что горазд" и выкладывать свои видео или аудио с наиболее удачными "произведениями". ЗЫ.Я вот играю,играю...А как то ровно и в общем и целом однообразно получается.На днях пытался выцепить по мылу местное Якутское сообщество,молчат.Боюсь что звонить придётся.есь там один известный хомусист,чуть ли не единственный у нас.Интересно было бы пообщаться.
Недавно купил себе варган(вчера=). То есть я совсем чайник. Благодаря толковым объяснением на этом форуме научился извлекать несколько видов звуков (контролирую пока только 4-5,остальные получаются случайно)... По зубам язычок уже не бьёт) Подскажите пожалуйста, где можно найти записи отдельных (не в композиции) прёмов и подражаний. Как они должны звучать на самом деле??? Я, конечно, понимаю, что варган - потрясающий инструмент для самовыражения, и игра каждого индивидуальна, но ведь есть какая-то основа... Можно ее как-нибудь услышать?)
Смотри на основных сайтах по теме,в разделе "Как играть на варгане",или похожем. Гугл тебе в помощь,но думаю ничего толковее диска "Алтайский комус-первое знакомство" ты не найдёшь.Да и тот не очень то информативен.Просто это всё,что пока есть.Его запросто можно скачать на том же торрентс.ру,что я и сделал.Толку мало,но для коллекции пусть валяется. Я вот тоже только вчера получил БлэкФайр(Ля),но заиграл,впервые взяв в руки инструмент очень складно.Для первого в жизни раза.Звуки получаются любые,немного подтянуть теорию,и ты всё поймёшь.Как и что звучит или должно звучать.Это обычно объясняют очень доходчиво. Сложного то особо нет ничего.Правильное дыхание решает.Диафрагмой работать грамотно научиться-уже полдела! Larry,с диафрагмой всё понятно...Если ты толкаешь фоздух прессом,то значит диафрагма работает.Эффект,конечно,классный!
Сразу скажу, что на 100% избавиться от проблемы лишних слюней вряд ли когда-нибудь удастся. Но можно свести ее почти на нет.
Не следует сочетать игру на варгане с поеданием еды и распитием жидкостей. В этой ситуации слюни неизбежны, такова наша физиология.
Основной способ борьбы с лишних слюноотделением - это дыхание, а точнее - вдохи. Так как на вдохе слюни осушаются. И когда в вашу игру встроены ритмичные (то есть периодически повторяющиеся) вдохи, то это позволяет контролировать "влажность" во рту. Вдохи не обязательно должны быть резкими, они могут быть и довольно длительными.
И еще один небольшой нюанс. Если при игре вы наклоняете голову вниз, хотя бы чуть-чуть, то как только у вас появятся лишние слюни, они сразу же потекут наружу. Поэтому подбородок лучше не опускать (это происходит автоматически, если вы активно используете при игре горло).
У этой проблемы есть еще и другая крайность - сухость во рту. Это происходит, когда ваши вдохи слишком интенсивны, настолько, что слюная железа не успевает вырабатывать слюни =) Ну тут понятно что делать - дышать менее интенсивно. Потому что сухость во рту - это не очень хорошо для варганиста, так как для полноценной работы языком некоторое количество слюней во рту всё же необходимо иметь.
Larry, большое спасибо за ссылку! Арон тот еще мясник! Прошу обратить внимание уважаемых форумчан, что Арон использует толчки диафрагмой на вдохе и на выдохе в равной степени. Это очень важный момент. При мощной, агрессивной игре, очень важно уметь правильно распределять дыхание. Суть игры Арона, во многом в дыхательных "фишках" - быстро и мощно выдыхая, он тем не менее тут же восстанавливает запасы воздуха резким вдохом. Поработайте над вдохами - это здорово вас продвинет. По поводу брюшного пресса Dimon Hell абсолютно прав: работает пресс работает диафрагма. Но. Не стоит забывать, что благодаря способности грудной клетки расширятся, мы можем вместить в себя больше воздуха чем нам кажется. Очень рекомендую в качестве разминки совершать полные вдохи и выдохи. Схема простейшая: сначала заполняете воздухом низ живота, затем наполняется область солнечного сплетения, при этом расширяются ребра, далее грудная клетка продолжает расширяться приподнимая плечи. Выдох с точностью наоборот: живот-низ ребер-ключицы. Вот такую вот волну советую гонять по 5 минут в день. Собственно, кто не знаком, это так называемое "полное йогическое дыхание". Таким образом, мы подошли к вопросу Larry о том, как использовать диафрагму на полном выдохе. Для этого необходимо ударить по язычку, и выдыхать по указанной выше схеме. Выдох должен занять столько времени, сколько будет вибрировать язычок.
В игре на варганах тоже самое, многие очень сильно перенапрягаются во время игры, поэтому их ненадолго хватает. Причем часто напрягают не только играющую руку, но и удерживающую руку и челюсти и даже шею. В общем надо учиться правильно расслабляться. Следи за напряжениями в мышцах и все лишние напряжения исключай, пока это не войдет в привычку.
а вот подскажите, shum вот по такому вопросу... ну допустим я научилась расслабляться во время игры (помогли навыки, полученные на ай-ки-до) и могу играть долго и в разных темпах... но ЧТО ДЕЛАТЬ (пардон) со слюнями? Знаю, что есть какие-то техники, как этот процесс можно контролировать, но сами техники мне в руки не попадали...
Насчёт игры на зрителя,сейчас расскажу... Недавно,а точнее вчера вечером,я был сильно не в себе...В плане ИСС...Не спрашивайте,как я туда попал. Ну вот.Я вообще не люблю играть даже при жене,а тут у нас ещё гости были.Супруга притащила доромб и попросила сыграть.Воспользовалась,так сказать моей беспомощносью.Я отказывался,а когда услышал звуки,то понял,что уже играю.Людям понравилось,хотя я ничего не помню...
Мне понравилось в ИСС входить, когда на низкочастотном казанцевском играешь... тут описание: http://simoron.3dn.ru/forum/17-86-1 (начиная со слов "Казанцевский же варган не располагает к творчеству...") а вот тут описание ощущалок от игры на мандаровском: http://simoron.3dn.ru/forum/17-106-1
Я вот играю,играю...А как то ровно и в общем и целом однообразно получается.На днях пытался выцепить по мылу местное Якутское сообщество,молчат.Боюсь что звонить придётся.есь там один известный хомусист,чуть ли не единственный у нас.Интересно было бы пообщаться.
а я вот заметила следующее: очень много зависит от того ГДЕ ты играешь и с КАКИМ НАСТРОЕМ Хомус ведь по разному в разных местах звучит... Лично у меня в лесу (особенно как на сопочку взаберешься) рррычит... возле речки журчит... а дома однообразно тренькает... на природе такое ощущение, что тело само играет, а дома вроде как ты из инструмента звук пытаешься извлечь и еще одно наблюдение: вообще у меня 3 инструмента (2 алтайских кОмуса и 1 якутский хомус) превый алтайский - поткинский, второй - казанцевский низкочастотный... так вот... как-то раз поиграть решила на поткинском... на диафрагме, а у меня как горловое пение поперло... двухголосное... с одной стороны прикольно, а с другой - страшно... это я к тому, что в каждом инструменте своя изюминка есть, только найти ее надо... а чтоб найти надо места разные выбирать... да, кстати... мой якут очень НЕЛЮБИТ играть на-зрителя... под заказ... постоянно меня по губам бьет... а когда тет-а-тет так просто сказка
Насчёт игры на зрителя,сейчас расскажу... Недавно,а точнее вчера вечером,я был сильно не в себе...В плане ИСС...Не спрашивайте,как я туда попал. Ну вот.Я вообще не люблю играть даже при жене,а тут у нас ещё гости были.Супруга притащила доромб и попросила сыграть.Воспользовалась,так сказать моей беспомощносью.Я отказывался,а когда услышал звуки,то понял,что уже играю.Людям понравилось,хотя я ничего не помню...
а знаете что, попробуйте поиграть в душе, при выключенном свете, очень затягивает игра на варгане на фоне капель, при том капли попадаю на язычек варгана придают ему другой звук))) Может это и идиотизм в некоторой степени, но увлекательно и очень расслабляет!
А он ржаветь после таких водных процедур не начнет? )
Вообще здешние мастера варгана могли бы выкладывать видеоупражнения для чайников.Это не так и сложно,в принципе.Какие-то основные моменты,примеры наигрышей и т.д. и т.п.Возможно я гоню,но мне кажется полезный был бы материал,особенно на фоне полного отсутствия оного в сети.Ну или сделать ветку "Кто во что горазд" и выкладывать свои видео или аудио с наиболее удачными "произведениями". ЗЫ.Я вот играю,играю...А как то ровно и в общем и целом однообразно получается.На днях пытался выцепить по мылу местное Якутское сообщество,молчат.Боюсь что звонить придётся.есь там один известный хомусист,чуть ли не единственный у нас.Интересно было бы пообщаться.
Понимаю о чем ты говоришь. Думаю, в ближайшее время начнем что-нибудь выкладывать на youtube.
от кстати самое главное забыл! отражение! в ванной же зеркало обычно большое! т.е. отрабатывая технику смотреть чтобы лишних движений не было ну и вообще Зеркало вещь магическая - звук отражается, изображение отражается в ИСС прямая дорожка ))
Согласен, вот классно играется перед окном, и пейзаж хороший,!
ну пейзажи разные у всех ))
Цитата
и отражаясь звук заметно изменяется в лучшую сторону!
ну не изменяется, а именно отражается и мы его слышим без потерь от поглошения как если бы играли перед звукопоглошающим чем либо. Все эти гармоники обертона звуковые волны штука очень хрупкая ))
Кстати вчера была плохая погода,весь день.Так вот,когда начинал играть,через минут 20 тучи рассеивались,начинало светить солнце.И так 2 раза с интервалом часа 3.Наверное совпадение.Сегодня ехать по делам нужно,придётся устроить коррекцию погоды.
Ну немного смешно было читать такие предупреждения красно-транспарантным шрифтом,слишком уж преувеличено.Про вернуться без потерь тоже. Любое изменение сознания и вход в ИСС чревато пустой тратой трудновосполнимой энергии,это я уже для себя понял давно.Вернее это знаешь,когда находишься там. Сам ищу хороший низкочастотный инструмент за разумные деньги...Пока не нашёл. Сначала смотрел на Тибет.Сейчас смотрю на Тотем. ЗЫ.Казанцева какой-то совсем недорогой оказался...Может эксперимента для возьму и его.
Ну немного смешно было читать такие предупреждения красно-транспарантным шрифтом,слишком уж преувеличено.Про вернуться без потерь тоже. Любое изменение сознания и вход в ИСС чревато пустой тратой трудновосполнимой энергии,это я уже для себя понял давно.Вернее это знаешь,когда находишься там. Сам ищу хороший низкочастотный инструмент за разумные деньги...Пока не нашёл. Сначала смотрел на Тибет.Сейчас смотрю на Тотем. ЗЫ.Казанцева какой-то совсем недорогой оказался...Может эксперимента для возьму и его.
а знаете что, попробуйте поиграть в душе, при выключенном свете, очень затягивает игра на варгане на фоне капель, при том капли попадаю на язычек варгана придают ему другой звук))) Может это и идиотизм в некоторой степени, но увлекательно и очень расслабляет!