Мы shumom, в последнее время часто играем в стиле который в шутку назвали "Богатыр-транс". Тянет нас исполнять нечто подобное... Из глубин бессознательного лезет.
может кто про русский стиль знает... яндекс и гугля молчат
если русский то значит в присядку!
Блин ну неужели не понятно что такого не может быть в принципе??? "Руссие" ваграны это заимствование, симбиох скандинавского+финно-угорского! Чтобы был именно "стиль" - для этого этнос должен быть изолированным длительное время и иметь Традицию передачи. "Русские" это славянские племена пришедшие к 8-9 веку на территории, частично уже обжитые финно-угрорскимими(меря) - пример Север ПодМосковья и ассимилировавшиеся с ними. Чисто славянских этносов практиически не сохранилось, разве что у западных словян. Так вот часть славянских племён, шедших с севера (через Балтику) вполне имела контакты со скандинавами(викинги) то как вариант - влияние например норвежской варганной Традиции, которая вполне себе сохранилась. Финно-угорская группа это мадьяры(венгры) - Привет Жилягиям! - и далее до Урала. Финские классические варганы по сути по форме похожи на "русские" Ерошева и Устинова. При том что я считаю что это именно "мастеровые", а не Традиционные, ибо на Руси традиция варганов была прервана в 17 веке когда запретили публичную игру на народных инструментах и даже собственно Гудьбу стали называть заимствованным Музыка. С названием и суть поменялась.
вот кстати случайно нашёл: http://slavn.org/gudba/ Ворган ········ 3:12 мин. 3.7 мб. Зпаись обрядовой игры на воргане. «Этот инструмент сейчас полностью изчез из бытования - у русских. Ещё лет 15 тому назад [до 1970х годов] он считался магическим и использовался в основном на свадьбах как инструмент оберег.» Играет Александр Данилов. Запись 1988 года.
Sed, а вот еще подскажи пожалуйста читаем: "В русских летописях и сказаниях XIV-XVII вв. о варгане говорится как о ратном инструменте, имевшемся в русском войске со времен Святослава Игоревича. Начиная с XVIII века варганом стали называть другой инструмент. Впервые о нем упоминается в реестре, составленном Петром I."
Ну что касается варгана-ратного инструмента - разобралась Интернет мне в помощь А вот что касается реестра, составленного Петром I... Что это может быть за реестр?
Единственное, что я нашла, это сведения, которые приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год (правда это несколько позже, чем умер Петр I): „Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску“.
Qwerty, честно говоря, в нашем фольклоре я не припомню, чтоб про варган писали, в отличие от Скандинавского. Правда, я, естественно, на этот предмет специально не смотрел.
"Впервые о нем упоминается в реестре, составленном Петром I" - вот здесь, начинаются непонятки 1. При Петре были изданы сотни указов, постановлений, реестров и т.д. - может и о варгане, конечно, писали, но я не в курсе. 2. При Петре в России появилось страшное количество немцев и голландцев - наверняка с маультроммелями 3. Музей хомуса - организация, в которой работают энтузиасты - чтобы понять, о чем я говорю, можно сходить в любой мемориальный музей - там тебе дадут понять, что персона (в данном случае инструмент) - является краеугольным камнем мировой истории и культуры Я не утверждаю, что это так, но локальные музейные формы часто грешат таким отношением к "предмету собирательства". Кстати, ты не знаешь, в каком статусе "Музей хомуса", а то я бы туда в командировку от МинКульта съездил
Знаешь, у меня со Вторника конференция в Питере, у тамошних "петроведов" поспрашиваю, заодно в "Музей музыки" зайду.
Кстати, я марчонг купил если интересно - напишу в твою тему.
Qwerty, честно говоря, в нашем фольклоре я не припомню, чтоб про варган писали, в отличие от Скандинавского. Правда, я, естественно, на этот предмет специально не смотрел.
"Впервые о нем упоминается в реестре, составленном Петром I" - вот здесь, начинаются непонятки 1. При Петре были изданы сотни указов, постановлений, реестров и т.д. - может и о варгане, конечно, писали, но я не в курсе. 2. При Петре в России появилось страшное количество немцев и голландцев - наверняка с маультроммелями 3. Музей хомуса - организация, в которой работают энтузиасты - чтобы понять, о чем я говорю, можно сходить в любой мемориальный музей - там тебе дадут понять, что персона (в данном случае инструмент) - является краеугольным камнем мировой истории и культуры Я не утверждаю, что это так, но локальные музейные формы часто грешат таким отношением к "предмету собирательства". Кстати, ты не знаешь, в каком статусе "Музей хомуса", а то я бы туда в командировку от МинКульта съездил
Знаешь, у меня со Вторника конференция в Питере, у тамошних "петроведов" поспрашиваю, заодно в "Музей музыки" зайду.
Кстати, я марчонг купил если интересно - напишу в твою тему.
1) что-то про связку немцев, голандцев и Петра я не подумала... 2) про музей хомусов - вот их адрес в контакте http://vkontakte.ru/club5372143 там есть форум и можно задать вопрос напрямую (только надо зарегистрироваться) 3) про морчанг конечно напиши и еще напиши пожалуйста где раздобыл такой инструмент
Друзья. Предлагаю поговорить о разных стилях игры на язычковых инструментах. И самое главное - где можно по этому поводу почитать и послушать.
Лично я нашла на просторах интернета следующее: 1. якутский стиль - можно прочитать у С.Шишигина в книге "Играйте на хомусе" www.khomus.ru/book1_cont.shtml, а также в теме на этом форуме "Хочу по-якутски играть"
2. игра на морчанге в стиле Раджастан (диск с упражнениями, буклет на французском и юзерский перевод буклета на русский) - myvarga.narod.ru/guimbarde.html - кстати очень интересные техники дыхания там описаны
У кого что еще есть? Делитесь Быть может у кого-то есть описание русского стиля игры, алтайского или еще какого-то...
Продолжая про стили игры. Для разобраться в разновидностях индийских стилей игры на варгане ( а именно в отличиях Раджастанского стиля от Южно -индийского), есть смысл посмотреть эти видео: http://veskimo.livejournal.com/13530.html
...насчет американской сложней т.к в моей фонотеке имеется всего два исполнителя. Кстати один из них Джон Райт просто фантастически играет.
Хочу поправить самого себя, меня сбило название одного из его найгрышей "I Love America". Джон Райт родился и вырос в англии, живет во Франции. Получается от британский варганист.
Вот несколько примеров (включая те, что уже указаны в статье по ссылке выше, данные которой уже успели устареть:) : 1.Тверская область. Коллекция варганов. 2.Псковская область. Коллекция варганов. Ряд из них - слои Xvi-xviii. И это при том, что часть коллекций находок еще не изучена. 3.Брянская область. И там варганы. Xii-xiii век. 4.Ярославская область. Xii-xiv. 5.Ленинградская область. Точных данных у меня пока нету. Но будут. 6.Московская область. Парочка точно есть. Предположительно Xvi-xvii век. 7. Ну и, конечно, новгородские варганы (слои Xiii-xv века).
При этом есть модели разных периодов и из разных регионов, но практически идентичные по форме (даже крепления язычка одинаково сработаны).
И это учитывая то, что везде есть неизученные коллекции и то, что не каждый найденный варган попадает в руки человеку, который знает что это такое. (-:
Некоторые области я в этот список пока не включил только потому, что лично не видел фотографий/описаний, но у меня есть все основания считать, что это только верхушка айсберга. (-:
Некоторые области я в этот список пока не включил только потому, что лично не видел фотографий/описаний, но у меня есть все основания считать, что это только верхушка айсберга. (-:
Спасибо за информацию. Лично мне было бы интересно узнать о варганной традиции фино-угров Поволжья (мордва, чуваши, мари, волжские булгары, татары-мишари). Надо будет потрясти на эту тему наших археологов.
Наташа, в музеях лучше всего обращаться сначала в экскурсионно-методический отдел. Там они редко знают что-то за пределами текстов экскурсии, но могут сказать к кому лично обратиться. Хотя бывают и счастливые исключения, конечно. Вообще, музейщики - очень странные люди, особенно "хранители"
в музеях могут быть непредвиденные проблемы с поиском информации. Хотя, у вас с этим наверняка получше, а вот в Брянской области работники краеведческого музея стоически отрицали существование варганов (ну не знают люди, что это такое и всё тут), хотя оный лежал прямо у них в экспозиции. Думаю, лучшим вариантом тут - спрашивать откуда пришла вся коллекция и пытаться выйти на археологов/этнографов, которые занимались сбором интересующей коллекции.
Кстати, возвращаясь к основной теме записи и к слову о русском стиле игры.
У varganist-а в ЖЖ появилась запись с информацией об Александре Данилове. Там же ссылка на еще один интересный варганный наигрыш. Я его уже больше часа переслушиваю - удивительная штука. (-: Думаю, если бы Роберт Загретдинов и Арон Силади стали вдруг одним человеком, то этот человек играл бы в схожей манере. ((-: