Попались в Интернете статьи о соответствии нот простого и понятного до-мажора семи чакрам. К примеру, вот, первая попавшаяся цитата: "Семь чакр нашего тонкого тела, вращаясь с определенной частотой, формируют октаву из семи тонов соответствующей высоты. Интервалы между ними призваны отображать интервалы между чакрами. Эти тоны были названы музыкальными звуками или нотами (сварами в индийской музыке). Они произносятся - СА, РЕ, ГА, МА, ПА, ДХА, НИ. Они являются эквивалентом западных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Каждая соответствует чакрам от Муладхары до Сахасрары и дает наибольшее количество вибраций именно этой чакре (вступающую в резонанс), а другим - в меньшей степени. Верхнее "СА" соответствует зоне над Сахасрарой-чакрой." (источник и продолжение тут _http://www.sahajayoga.ru/practice08_no.htm_)
Вопрос, собственно в том, есть ли разница, на какую ноту настроен варган? Или для обращения к конкретным частям организма для проведения через них вибраций эффективнее брать варган определенной ноты?...
Только что-то есть сомнения насчет этой теории, потому что звукоряд мажорный вроде бы не столь древний, как учение о чакрах... Может вообще байки всё это. Или индийский звукоряд не эквивалентен нашему мажору. В общем, у кого какая информация есть? Просвещайте В физику звукового воздействия верю свято. Тем более варганного звука
Хомус ноты Ми второй октавы - заболевания желудка, печени, желчного пузыря, поджелудочной, тонкого кишечника, почечные.
Хомус ноты Фа второй октавы - снятие стрессовых состояний, навязчивых состояний, гармонизация с окружающей обстановкой. Болезни сердца. Повышение активности иммунной системы.
Хомус ноты Соль второй октавы - болезни дыхательного аппарата, щитовидной железы. Мигрени.
Хомус ноты Ля второй октавы - использовать крайне осторожно исключительно для улучшения зрения. Эта вибрация может вызвать спонтанное открытие «третьего глаза», то бишь способности к ясновидению. Но если играющий к этому более-менее может быть подготовлен, то у простого пациента такое состояние вызовет шок.
Хомус ноты Си второй октавы - Для целительства использовать запрещено. Он для совершенно других целей.
Хомус ноты До третьей октавы - для шаманских путешествий в верхние миры.
Любой, кто знаком с чакровой системой, тут же скажет: «Ба, да это всё раскладка по ним, родимым! От До до Си – 7 нот, 7 чакр. Какая чакра за что отвечает – та нота и лечит соответствующие заболевания». И он совершенно прав!
А музыкант скривится и вспомнит про бемоли, диезы, темперирование и прочие трудные для непосвящённых понятия. И тоже будет абсолютно прав!"
Я на протяжении нескольких лет экспериментировал со сканированием тела вибрацией варгана. Параллельно, при помощи разных практик нарабатывая все большую и большую чувствительность тела. Поначалу, особенно не задумываясь почему, взял за основу именно "чакровую систему". День шел за днем, месяц за месяцем, а взаимосвязь упрямо отказывалась обнаруживаться. Даже приходили мысли, что может это я такой неправильный, все вон говорят об этом так уверенно, а я вот ничего не "вижу". К слову сказать, пару раз мне доводилось видеть чакры, без варгана, но в обоих случаях состояние сознания было настолько измененным, что на истинность подобного видения налегать никак не хочется. В результате все поиски прекратил, так как никакой взаимосвязи между нотой варгана, и вибрацией в определенном участке тела совсем не обнаружил.
Что касается статьи Кирилла Воробьева, то при всем моем уважении к нему как деятелю культуры, представить себе, что в этом теле проработаны все чакры, даже мое разнузданное воображение отказывается.
Не смотря на отсутствие (на мой взглад) явной взаимосвязи нота=чакра, варганом можно прорабатывать отдельные участки тела. Под прорабатывать имею виду направлять вибрацию, которая, в свою очередь, вовсе не обязательно должна резонировать с некоей частотой вибрации органа. На мой взглад, укрепление органа, или железы внутренней секреции, или чакры, происходит как раз в том случае, если орган подвергся определенному колебательному воздействию. И чем больше он таких воздействий через себя пропускает, тем сильнее становится.
Для того чтобы вырисовать некую систему, я условно разделю варганы на три категории: высокие, средние и низкие. Вне зависимости от того, на какую ноту они настроены. На высоких варганах, больше всего просятся верхние, слегка гнусавые обертоны, и если начать активно использовать диафрагму, то все великолепие просто смажется. На средних, можно и "погнусавить" и немного покачать дыханием, но тем не менее, весь диапазон охватить достаточно сложно. Низкие инструменты, призывают к активному использованию диафрагмы - больше просятся низы, горло желательно раскрыть, чтобы они зазвучали с особой силой. Таким образом, мы приходим к опять-таки условному, разделению тела на три основных резонирующих полости: голова, грудная клетка, живот.
И вот тут-то можно нафантазироваться всласть. Шаманские миры: верхний, средний, нижний. Человек: Тело, Душа, Разум.
Я наблюдал огромное количество варганистов. Кто-то из них больше тяготеет к высоким звукам, высоким обертонам - люди Разума; кто-то "окучивает" средний диапазон люди Души, эмоций; а некоторым подавай Тело - низы, эдакую стихию, начавшую рваться наружу)
Понятное дело, что Человек с большой буквы должен быть гармонично проработан на всех уровнях - любое деление условно. Посему, тот кто намеревается использовать варган в практиках, или экспериментировать с чакрами, должен научится прислушиваться к себе если хочется позависать на низах - пожалуйста, делай это до тех пор, пока не почувствуешь необходимость продвинуться выше. Нравится средний диапазон - вперед, сердечность и сострадание еще никому не повредили! Хочешь покопаться в дебрях разума, гармонизировать его - все в твоих руках, бери высокий варган и играй на здоровье! И в конце концов, все эти уровни должны объединится, они жаждут этого, и как результат, из человека польется песнь, песнь его как целостного существа, в котором все гармонично.
Только не надо забывать про дыхание. Тут уже поднимался вопрос: как управлять вибрациями? Намерением, вниманием? И тем и другим! Но объединяющую роль во всем этом процессе играет дыхание. Это оно подхватывает поток вибраций, и доставляет его в нужном направлении, посему, дыхание варганиста должно быть сильным и здоровым. Иначе он так и будет топтаться на месте.
Во многом, именно поэтому мы никогда не ограничиваем своих учеников в том, Как нужно играть! Мы даем инструменты, а как ими воспользоваться тело всегда подскажет, если к нему начать прислушиваться. Разум, на первых порах довольно сильно вмешивается: хорошо, не хорошо, хочу вот так, а мне бы эдак, а он вон какой, а вот так правильнее......) И тем самым, служит колоссальным ограничивающим фактором.
мое мнение: если веришь что нота Ми лечит желудок, бери ноту Ми и лечи желудок, поможет. Можно сапог к потолку подвесить, например. А можно каждый день на пробежку выходить регулярно- оберегает от многих болезней, выравнивает дыхание, вырабатывается чувство ритма и т.п.. Варган сам не может лечить, это мистика, он помогает настроиться.
Думаю, что связь между нотами и чакрами не обнаруживается, потому что поиск ведётся на уровне тела. Искать же эту связь следует на уровне сознания, и в этом вся сложность.
Вибрации на уровне сознания точнее всего можно описать словом эмоция. Человек может испытывать целый спектр эмоций, хотя названия есть только у некоторых "частот" эмоционального спектра. Иногда для описания эмоционального состояния используется смешение нескольких эмоций или некие образы. Например, страх + интерес, спокойствие + радость, слёзы счастья, белая зависть и т. п.
Поэтому чтобы обнаружить связь между нотой и чакрой, нужно в первую очередь обращать внимание на то, какое эмоциональное состояние вызывает нота. Но чтобы это сделать, нужно в первую очередь научиться очень глубоко успокаивать ум, то есть успокаивать вибрации сознания по всему эмоциональному спектру. Мне известен путь к этому только через медитацию.
Эмоции, в свою очередь, могут локализоваться в разных частях тела. (Есть области где преимущественно концентрируются сходные эмоции у разных людей, но могут быть и сильные различия. Эти преимущественные области концентрации эмоций и обозначены на всех схемах расположения чакр.) И когда возникает некая ярко выраженная эмоция, то определённая часть тела может среагировать на неё. Реакция может быть разной: напряжение, расслабление, ощущение тепла или холода, покалывание, вибрация и т. д.