Этно-группа Айархаан. Белоблоцкий Никита
Музыка и песни этно-группы "Айархаан" - это гармоничное сочетание звуков природы и музыкальности, древности и современности. Это само звучание жизни, вечности и вселенной. В репертуаре "Айархаан" не только виртуозная игра на хомусе, но и неповторимые якутские песни. Их исполнение охарактеризовали как авангардный якутский хомус. "Ураган звуков, издаваемый якутскими хомусами, подменивающими собой виолончель, саксофон, электрогитару и не менее трети состава симфонического оркестра – такой уровень мастерства".
На якутском хомусе можно разговаривать, можно играть различные мелодии, можно также подражать звукам природы. У якутов существуют звукоподражания, сопровождающие культовые обряды и ритуалы. Имитационная система свойственна шаманским камланиям. Якутские шаманы начинали камлания с имитации ржания коня. Все эти звукоподражания очень гармонично переплетаются со звуками хомуса этно-группы «Айархаан». Впитав в себя древние традиции, придав им современное дыхание, этот коллектив уникален в своей исполнительской манере.
У композиций «Айархаан» внутренний ритм, они дышат, в них ощущается не только пение птиц, но и их полет, не только стук копыт лошадей, но и свист ветра в их беге, а шаманские мотивы можно только ощущать на уровне тонких материй восприятия.
Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал разнообразные произведения фольклора: поговорки, скороговорки, пословицы, песни, сказки, предания, легенды, которые представляют собой устную летопись его развития. Самым крупным жанром якутского фольклора является героический эпос олонхо, где сосредоточена красочность и образность якутского языка, мудрость и философия народа.
Музыкально-поэтический фольклор якутов богат и разнообразен. Устное традиционное якутское творчество составляют как обрядовые, так и необрядовые жанры, в которых большую роль играют песенные жанры, входящие неотъемлемым компонентом в поэтические жанры, а также собственно песни. В основе архаичных обрядовых жанров якутов лежат заклинания – благопожелания, именуемые тойук и алгыс, которые функционируют и поныне. С помощью алгысов обращаются к Всевышнему Юрюнг Аар Тойон, к духам – хозяевам земли и местности. Алгысу предшествует обязательное «кормление» огня, когда огонь обрызгивают кумысом, угощают его оладьями и маслом. Алгыс поют высоким стилем джиэрэтии ырыа (плавная, цветистая песня с гортанными призвуками, именуемыми кылысах) Этим стилем исполняются всевозможные пожелания, напутствия, которые называются тойуками. Содержание их самое разнообразное: о родной земле, животном и растительном мире, о явлениях природы, о мироздании. По своей поэтической структуре и в музыкальном отношении тойуки и алгысы однотипны и относятся к одному стилю пения – джиэрэтии ырыа, который начинается обязательным красочно орнаментированным вступлением, где распевается торжественный возглас «джээ-буо!», («ну-вот!». Этот знаковый зачин выполняет функцию настройки голосового аппарата.
Дэгэрэн ырыа – это один из двух стилей якутского музыкального фольклора, представляющий собой мелодически развитое пение, подразумевающее широкий диапазон мелодий. Дэгэрэн ырыа имеет четкую ритмическую акцентность, где чаще всего угадывается ритм шага, хода, бега лошади, что несомненно, является отражением культа лошади – вечного верного спутника якута. Стиль дэгэрэн ырыа включает в себя горловое, гнусавое, небное пение. Если джиэрэтии и дэгэрэн ырыа наиболее распространены, то гнусавое и небное пение долгое время находились на грани исчезновения и этно-группа «Айархаан» - это единственный коллектив, который первым начал исполнять песни в этой манере и благодаря ему в последние годы эта манера стала очень популярной.
У якутов с древних времен была очень сильно развита культура железа. Мастера кузнечного дела всегда пользовались особым почитанием народа. Якутские мастера еще в эпические времена изготовляли богатый набор бытовых изделий, орудий труда, боевые оружия, изящные предметы украшений из драгоценных металлов. Вес только ювелирных украшений, которые носит на выход якутская женщина, достигала больше 20 кг. Самых искусных мастеров кузнечного дела якуты называют «хомусуннаах уус», то есть кузнец, имеющий чары, волшебство. Именно благодаря таким кузнецам, якутский хомус издревле славится своей звонкостью, богатым тембром, многообразием звучания. Действительно, только мастеру, имеющему божественное предназначение, под силу изготовление «поющих», и «говорящих» хомусов. Высокий класс технических достижений в овладении металлом мы видим в лучших образцах «говорящих» хомусов. О них знаменитый якутский поэт Алексей Кулаковский писал такие вещие слова:
«В тот день,
Когда пламя добрых богов
Сотворяло подлунный мир,
В тот день
Это племя добрых богов
Сотворило в подарок нам
Голосистый, милый сердцу хомус
С дрожащим пружинистым язычком,
С железкой, звенящей вроде струны
На сто разнообразных ладов»
В создании певучего инструмента наравне с чародеем-кузнецом участвовали и верховные божества: «Заклинали сотворенный хомус.» Поэтому сладкозвучащие струны хомуса могут скрасить долгие ночи, погасить грусть-печаль, развеять думы черные, вообще имеют магическое свойство возвращать жизнь всем: «от лежания вялым, от бездействия захиревшем, от недоедания слабым.» Этот инструмент создали божественные кузнецы, великие старцы, чтобы «звучным голосом эти игрища приукрасить, эти празднества сделать ярче, песни звонче, танцы живее, а сердца и души светлее».