Занятие для начинающих варганистов.

Пнд - Вск: 12.00 - 20.00
khomus@mail.ru
г. Москва , м. Лубянка, 
ул. Мясницкая, д. 10 
2 этаж, 8 офис
Регистрация | Вход
Вход

  запомнить меня на этом компьютере

Наш магазин в Москве

м. Лубянка, 
ул. Мясницкая, д. 10с1              
2 этаж, 8 офис        

+7-906-061-60-71 
(пн-вс 12.00 - 20.00)

Email: khomus@mail.ru
Пн-Вск: с 12:00 до 20:00
По вопросам оптовых покупок, сотрудничества с мастерами, школы варганов, концертов и любых прочих вопросов:

+7-926-591-09-21 Николай

Доромбы - венгерские варганы. Общая характеристика и краткий обзор.

Доромб - так называют варган в Венгрии. Мы далее будем называть доромбами все варганы, сделанные в Венгрии. Разнообразие доромбов очень велико - от классической формы и звучания до экспериментальных и авангардных. Большинство венгерских варганов могут показаться сложными в освоении начинающим варганистам. Но уверяем вас, что эти сложности временные и преодолимые. С другой стороны, если вы научитесь играть на любом доромбе, то считайте, что вы добились высокой точности боя, и с ней у вас не возникнет проблем ни на одном варгане.

В чём сложность доромбов для начинающих варганистов? Попробуем объяснить вкратце. Корпуса всех моделей венгерских доромбы сделаны из стального прутка квадратного сечения методом его изгибания. Такая технология не может обеспечить большой жёсткости корпуса, особенно если варган довольно длинный. То есть если вы берёте доромб так, что во время игры удерживающая рука сдавливает деки варгана, то деки у доромбов очень легко деформируются и приближаются друг к другу. А так как зазор между язычком доромба и деками изначально выставлен минимальным и не подразумевает, что деки будут дополнительно сжимать, то такое сжатие приводит в итоге к тому, что язычок начинает бить об деки доромба. Для начинающих варганистов это ещё усугубляется тем, что техника боя пока не отработана и поэтому точность боя - низкая, что для доромба совершенно недопустимо. В этом и есть основная сложность доромбов.

Чтобы преодолеть эту трудность, нужно выполнить три простых рекомендации.
1. Выбрать правильный хват для доромба, который позволит не сдавливать деки. Например такой: инструмент располагается на указательном и среднем пальцах, таким образом, чтобы подушечка указательного пальца находилась на верхней наружной части кольца доромба, а среднего на нижней соответственно. Большой палец при этом, упирается подушечкой во место закрепление язычка с внутренней стороны, создавая тем самым противовес.
2. Не прижимать доромб к зубам сверх необходимой меры. Так как прижимание к зубам также приводит к сдавливанию дек по направлению друг к другу. У большинства моделей доромбов язычки довольно мягкие, и поэтому нет необходимости сильно прижимать доромб к зубам. Поначалу нужно постоянно обращать внимания на этот момент, но в дальнейшем вы будете на автомате подбирать нужную силу прижима доромба к зубам и данная трудность перестанет быть трудностью :)
3. Освоить правильную технику нижнего кистевого боя. Так как именно этот вид боя позволяет максимально быстро достичь высокой точности боя, а в дальнейшем позволит с максимальной лёгкостью воспроизводить сложные ритмы с любой скоростью.

Вызывает порой недоумение отсутствие у многих доромбов петельки на конце язычка. Вместо всем привычной петельки, может торчать просто кусок отрезанной загнутой пластины, иногда к нему может быть припаянная капелька олова. На некоторых доромбах коленце утяжелено медной проволокой. Не удивляйтесь! Это не брак, это просто такая своеобразная венгерская традиция производства варганов. Все вышеперечисленные вещи нисколько не мешают играть на доромбах. Мастер, делавший их, знал что делает :) Все эти модели прошли обкатку десятилетиями и тысячами варганистов по всему миру.

Есть очень веский повод освоить венгерские варганы - их разнообразие. Спектр звуков у разных моделей начинается от инфразвука (модель Тибет) и добирается до очень высоких частот (модель "Жесткая леди"). Каждая модель доромбов обладает своим набором ярко выраженных обертонов, своими техническими особенностями, что и различает все модели между собой.

Есть совершенно уникальные модели среди доромбов Золтана Силади. Например модели "Превосходный резак" и "Апокалипт" с расщеплёнными язычками, которые выдают ужасно трескучий и непривычный уху звук. Звучанием этих моделей довольно тяжело управлять с помощью привычных приёмов артикуляции и дыхания, но они всё же управляемы. Есть модель "Лопата" (Lapat), которую можно прикладывать к губам, и которая при этом не теряет качества звучания. Её можно рекомендовать людям, которые по разным причинам не могут играть на зубных варганах.

Есть забавная модель "Микро" с высоким пронзительным звучанием. Из-за своего крохотного размера требует немалого навыка в игре и умелого использования дыхания. Модель "Кроха" с особо мягким язычком можно смело рекомендовать детям, не боясь за их зубы.

Многие модели настраиваются в разные ноты разных октав, и поэтому звучание разных экземпляров доромбов, относящихся к одной и той же модели, могут разительно отличаться. Учитывайте это при выборе доромба!

Автор: Соболев Н.