Занятие для начинающих варганистов.

Пнд - Вск: 12.00 - 20.00
khomus@mail.ru
г. Москва , м. Лубянка, 
ул. Мясницкая, д. 10 
2 этаж, 8 офис
Регистрация | Вход
Вход

  запомнить меня на этом компьютере

Наш магазин в Москве

м. Лубянка, 
ул. Мясницкая, д. 10с1              
2 этаж, 8 офис        

+7-906-061-60-71 
(пн-вс 12.00 - 20.00)

Email: khomus@mail.ru
Пн-Вск: с 12:00 до 20:00
По вопросам оптовых покупок, сотрудничества с мастерами, школы варганов, концертов и любых прочих вопросов:

+7-926-591-09-21 Николай

О самостоятельном изготовлении варгана. Александр Карицкий

Расскажу о самостоятельном изготовлении варгана. Кстати, почему-то мастера-варганисты не любят публиковать свои know-how. Я же считаю, что чем больше людей сделают собственный инструмент, тем больше будет самодельщиков, имеющих оригинальное решение возникающих проблем, которыми они в дальнейшем поделятся с остальными.

Для корпуса я взял стальной (не закаленный) пруток круглого сечения диаметром миллиметров 8. Его ещё обзывают "катанкой" и используют для различных стяжек, например, для привязки деревянного столба к бетонному пасынку.
На дедовской наковальне утяжелённым молотком расплющил его до ромбовидного (можно и прямоугольного, но ромб всё же лучше и звук немного громче) сечения. Разметил обычным маркером. Размеры брал средние, какие получились при анализе множества фотографий варганов и советов из различных сайтов и интернет-магазинов, у меня - 40 * 80 мм.
Казалось бы, проще сточить грани на электронаждаке, однако проковка даст более сочный звук из-за упорядочения кристаллической структуры металла. Был сам удивлён, что он получается маленьким, но оказалось, что даже великоват, басовый звук.

Зажав в тиски, изгибал заготовку до нужной формы надвинутым на стержень до самого места фиксации стержня в тисках куском стальной трубы - это намного удобнее, чем пассатижами или молотком - с таким расчётом, чтобы смотрели друг на друга те грани ромба, которые имеют острый угол, а к зубам прижимались грани с тупым углом. Затем повторял эту процедуру до придания нужной формы. Конечно же, эти грани должны быть в одной плоскости, а щель ("на глазок", у меня = 4 * 3,5 * 55 мм) иметь легкое сужение в сторону концов получившейся "омеги" или "подковы". Как я понял, форма корпуса большой роли не имеет, её колбовидное расширение (до 30 мм)- для того, чтобы оно могло совместно с ладонью образоваться полость для резонирования воздуха (резонаторный короб).

Зазоры между язычком и прямыми фрагментами корпуса - минимальные, доли миллиметра, но такие, чтобы при игре язычок не касался корпуса, иначе слышен противный дребезг. Рассказы о якобы выбитых при этом зубах - гнусная ложь и брехня. Для полноценного яркого и громкого звука язычок должен находиться строго в одной плоскости с заострёнными гранями прямых фрагментов корпуса.

Хороший язычок получается из старых, ещё советских, полотен для лучковой пилы по дереву. [В планах у меня- попробовать изготовить язычки из пружины от будильника и из язычков от баяна (нашёл у дороги голосовой блок с язычками)]. С него после вырезания болгаркой узкой клиновидной полоски (с допуском 0,5 мм по ширине) наждаком снимается лишняя ширина (корпус уже заранее готов, просвет между губками - слегка клиновидный). Всё делается "на глазок", т.к. старые кузнецы штангенциркулем не пользовались.

Затем плоскость язычка желательно сточить на боковой поверхности наждачного круга с ещё бОльшим уменьшением толщины к узкой части будущего язычка. Тем самым повысится частота его вибрации до более естественной. Обточка обязательно идёт с постоянным охлаждением в ёмкости с водой, чтобы не отпустить сталь.
Если работаете со сплавами меди, то нужно делать наоборот: в воде раскалённая медяшка (латунь, бронза) "отпускается", а на воздухе - закаливается.

Пропил с сечением "ласточкин хвост" глубиной в 1,5 мм делается 3-угольным надфилем в центральной части изгиба корпуса, зажатого в тиски). Особое внимание - на параллельность плоскости дна этой выемки с плоскостью внутренних граней губок и вообще - на СОВПАДЕНИЕ ЭТИХ ПЛОСКОСТЕЙ!!!. В этот пропил засаживаете язычок до жёсткой фиксации и находите все, а они будут обязательно, "косяки". Устраняете их либо надфилем, либо лёгким подгибом губок, зажав в тиски и лёгко постукивая деревянным или текстолитовым молоточком.

Только после этого можно загибать язычок: зажать массивными пассатижами (для отвода тепла) со стороны "поющей" части, нагреть в пламени обычной газовой плиты докрасна узкую часть, быстро, но не резко, изогнуть на 90 градусов (не ошибитесь в какую сторону) и сразу же резко остудить в воде. После этого аналогично зажать получившийся "рычаг" в 0,5 см от его конца- раскалить - самыми маленькими пассатижами (я использовал хирургический иглодержатель) завернуть конец рычага трубочкой.

Снова примеряете и подгоняете язычок к корпусу. Если всё в порядке, то после этого со всех боковых граней длинной части (на моём = 75 мм)язычка снимаете фаски под углом градусов в 45, чтобы получился в сечении как бы кинжал. Пишут, что от этого звук становится более насыщенным и эффектным. Теперь вновь вставляете язычок в "ласточкино гнездо", которое при взгляде сверху имеет не прямоугольную, а трапециевидную форму,повторяющую форму язычка. На краешки гнезда положите велосипедную спицу или рукоятку надфиля и резко ударьте по ней тяжёлым молотком. Повторите с другого края. Будет держать не хуже сварки.

Крепление винтами или заклёпкой как-то не традиционно, да и зона крепления язычка ослабится, возможен дребезг звука. Остаётся доработка формы корпуса напильником и надфилями с последующей шлифовкой. Очень хороши для этого стоматологические абразивные круги из шлифрезины. Для понта возможна и полировка, но древние мастера не полировали. Поэтому и я не стал полировать, хотя возможность для этого есть: мелкие неровности поверхности дают эффект старины и подчеркивают кустарность работы.

Получившийся варган обязательно обыграйте сами лично (эта же процедура делается и со скрипками, у чужого человека они поют совершенно не так, как у хозяина), чтобы он запомнил Вас, а точнее- характеристики вибраций и резонанса Вашего организма. Не смейтесь: даже приработанный столярный и слесарный инструмент знает своего хозяина, а уж музыкальный инструмент- тем более. Несмотря на многовековые исследования, мы слишком мало знаем о глубинном воздействии музыки и о не явных связях человеческого тела со своими "игрушками" (также, как и о сущности электричества)...

С уважением,
Александр Карицкий.
22.10.2012