|
1. Хомус и хомусисты
Хомус – инструмент широко распространённый по всему миру. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.
С виду неприметный, хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя все многообразие естественных звуков, как бы рождённых самой матерью-природой.
Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.
Когда играет мастер-импровизатор на хомусе, его звуки сливаются в настоящую музыку, очаровывающую любого человека, в каком бы уголке планеты он ни жил.
Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Северяне делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы.
Известны хомусы с деревянным корпусом и металлическим языком. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.
В древности у народа Саха были деревянные хомусы, но в настоящее время их нет. Возрождается якутский двуязычковый хомус, но основным инструментом остаётся одноязычковый железный хомус.
Рис. 1. Основные части хомуса.
1. Кольцо корпуса (тиэрбэс). 2. Корпус (сынгаах). 3. Внешние щёчки корпуса (тас нэдэс). 4. Внутренние щёчки корпуса (ис иэдэс). 5. Язычок (тыл). 6. Колено язычка (хохуора). 7. Кончик язычка (чыычаах).
Он состоит из следующих частей. Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца (сынгаахтар) имеют четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас) щёчками (иэдэстэр). Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закруглённый кончик (чыычаах).
Хомус издаёт звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки изливаются в самых причудливо-неожиданных звуках, импровизируя ими хомусист тут же создает музыку-поэму, передавая через него своё эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.
Надеясь, что читатели хорошо знают якутских хомусистов; назову имена хомусистов-виртуозов такой игры из других стран мира. Это Майк Сигер, Гордон Фрейзер из Америки, Джон Райт и Тран Хуанг Хай из Франции, Фриц Майер из Германии, Роберт Загретдинов из Башкирии, Геннадий Чаш из Тувы, Суйдум Телекова из Кыргызстана и многие другие.
Исследователей музыки хомуса так же много: Лео Тадагава из Японии, Фредерик Крейн из Америки, Валерий Брунцев из Санкт-Петербурга, Валентина Сузукей из Тувы, Франц Кумпл из Австрии, Женевьеве Дурнон из Франции…
Музеи хомуса, насколько я знаю, существуют в Париже, Токио, Австрии, Якутске.
В других странах выходит много книг о хомусе, о хомусистах, о том, как изготовить и как играть на хомусе, чего нельзя сказать о нашей республике. Поэтому хочу поделиться своими заметками, написанными на основе почти 30-летнего личного опыта с хомусом в руках и в сердце, посвящая их любителям игры на хомусе.
|