6. Проект программы обучения игре на хомусе
I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ
– прослушивание музыки хомуса;
– беседы о хомусе, хомусистах;
– стихотворения, песни о хомусе;
– знакомство с разными хомусами;
– посещение музея хомуса;
– прослушивание различных приёмов игры;
– прослушивание произведений на хомусе различных стилей.
II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИГРЫ
а) способы фиксирования, виды ударов.
– упражнения для кисти;
– фиксирование хомуса на руке;
– обучение основному удару.
б) Извлечение основного звука.
– прослушивание основного звука;
– фиксирование хомуса путём прижатия к зубам;
– фиксирование хомуса между зубами;
– упражнения для губ;
– извлечение основного звука;
– беззвучное выговаривание гласных с хомусом;
– изменение основного звука.
в) Простейшие приёмы дыхания.
– длинный вдох и выдох без хомуса (через рот, нос, с помощью мышц живота);
– длинный вдох во время одного удара;
– воспроизведение мелодий простых песен, с хомусом.
III. УВЛЕЧЕНИЕ, ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К ХОМУСУ
– прослушивание выступлений, произведений мастеров-исполнителей;
– рассказ о содержании музыки хомуса;
– прослушивание различных способов, приёмов игры
(«пение жаворонка», «гусиный клекот», «кукование» и т.д.);
– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
– рисование содержания музыки.
IV. ТРЕНИРОВКА, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
а) Разновидности ударов.
– основной удар (показ, обучение);
– обратный удар (показ, обучение);
– переменный удар (показ, обучение);
– групповые упражнения (применение песен);
– изменение ритма игры (применение музыки);
– упражнения для пальцев;
– удары вертикально удерживаемой кистью;
– игра мелодий песен с применением разновидности ударов (сольные и групповые упражнения).
б) Изменение звука.
– прослушивание различных приёмов;
– переход от звука «о» к звуку «и» во время одного удара (вначале один раз, потом в 2, 3 раза, много раз);
– упражнение для языка («пение жаворонка»);
– упражнение для языка («гусиный клекот»);
– упражнение для глотки («кукование»);
– дыхание через нос (извлечение носового звука).
в) Упражнения для дыхания.
– два вдоха во время одного удара;
– многократное вдыхание во время одного удара;
– дыхание носом;
– извлечение носового звука;
– дыхание с помощью живота.
г) Извлечение коротких звуков.
– торможение язычка пальцем левой руки;
– подражание капели;
– торможение язычка краем губ;
– извлечение короткого звука переменным ударом;
– фиксирование хомуса губами;
– боковые удары с помощью пальцев;
– подражание топоту копыт;
– остановка язычка резким вдохом.
д) Упражнения для слуха.
– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
– беседа о содержании;
– узнавание различных приёмов;
– узнавание известных мелодий;
– прослушивание «говорящего» хомуса;
– разговор с помощью хомуса.
V. ОТТАЧИВАНИЕ МАСТЕРСТВА
– групповые занятия по видам ударов;
– групповые занятия на дыхание;
– групповые занятия на изменение ритма;
– групповые занятия на изменения звука, его силы;
– участие в подготовке репертуара;
– импровизационная игра;
– участие на конкурсах, концертах;
– поиск новых приёмов;
– игра в составе оркестра, ансамбля;
– сопровождение песен, танцев;
– заключительный концерт.
|