|
3. Виды игры на хомусе
Игру на хомусе можно разделить на три вида: традиционная умеренная игра, имитационная, импровизационная.
Традиционная умеренная игра – нераспространённый, можно сказать исчезающий стиль игры. При такой игре звук хомуса плывёт по воздуху, не переставая, не исчезая ни на секунду. Непрерывная тихая песня хомуса усиливается с каждым разом; волнуя все больше и больше и хомусиста, и слушателей нежностью и душевностью своей волшебной силы.
Исполнитель волнуется вместе с хомусом и, сам того не замечая, как бы впадает во власть хомуса, а хомус своей чудесной музыкой доводит до зрителя всё то, о чём думает, волнуется хомусист.
Так могут играть только те, кто в течение многих лет делили радость и горе со своим другом-хомусом, обычно это пожилые хомусисты.
Умеренная игра – это игра обычно для себя, а не для зрителя. При умеренной игре в основном пользуются основным ударом, не применяют разновидности ударов, т.к. при такой игре исполнитель не думает о внешних эффектах и полностью раскрывает свою душу с помощью волшебного язычка хомуса, над которым когда-то колдовал кузнец, пользуясь переданными лишь ему из глубины веков, через гены, секретами.
Простым видом умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы были слышны и слова песни. При этом надо ударять по язычку в такт мелодии и беззвучно шевелить органами речи, как бы выговаривая слова песни. Тогда хомус играет так, что можно слушать мелодию и даже слова. Поэтому якутский хомус называется говорящим. Такая игра хорошо подходит для обучения начинающих чувствовать ритм музыки. Всем известная традиционная мелодия «биэ-биэ-биэ» есть вступительная часть любой игры умеренным стилем.
Исполнитель традиционной умеренной игры всегда является исполнителем тойука, т.к. по существу такая игра – это исполнение тойука через хомус. Некоторые исполнители при умеренной игре подпевают себе голосом, что тоже является отдельным видом умеренной игры.
Имитационный стиль нравится и зрителям, и хомусистам. У якутского хомуса неограниченные возможности звукоподражания, и потому, если играет настоящий мастер имитационной игры, то можно в разгар лета попасть в снежную бурю лютой зимы, а в зимнюю стужу – погулять по буйной зелени июльской поры. Находясь в любой дальней стране, можно очутиться в родном аласе, в кругу семьи. В далекой древности наши предки свою радость от того, что прошла долгая холодная зима, что, пробуждаясь от зимней спячки, природа цветёт всеми красками, выражали игрой на хомусе, подражая пению жаворонка, говору гусей. Эта традиция сохранилась до сих пор в виде имитационной игры.
Хомусист-импровизатор, играя на хомусе, может точь-в-точь повторить звуки весенней капели, топот скакунов, волнующий участников летнего праздника ысыаха, кукование кукушки, возвещающее о начале долгожданного лета, барабанную дробь дятла тихим осенним утром, свист ветра, гуляющего по бескрайним снежным просторам тундры.
Некоторые хомусисты подражают голосам птиц своим голосом, что, конечно, вносит разнообразие и нравится зрителям, но это нельзя считать сложным приёмом, т.к. здесь не используются возможности хомуса.
Каждый хомусист стремится овладеть всеми приёмами игры, но нельзя во время одного выступления стараться продемонстрировать всё свое умение.
Во-первых, это невозможно из-за множества разных приёмов.
Во-вторых, что главное, простой набор разных звуков, какими бы эффектными они ни были, нельзя назвать музыкой.
А если правильно сочетать и применять различные приёмы, подходящие к теме выступления, тогда зрителей обязательно возьмёт за душу нежный, тихий и чудесный голос хомуса, и они, посидев в тишине во власти исчезнувшей музыки, взорвутся бурными аплодисментами в знак благодарности исполнителю.
Импровизационная игра доступна не всем. Так может играть хомусист, овладевший техникой игры, умеющий выражать свои чувства через хомус. При импровизационной игре, в отличии от умеренной игры, нет слов, и темп может быть разный. От имитационной она отличается тем, что обязательно имеется тема, содержание, что раскрывается возможностями хомуса. Хомусист импровизирует вокруг одной темы, иногда мелодии, используя самые различные приёмы, подходящие к теме.
Импровизатор, создавая свою музыку, не старается показывать все возможности хомуса, а применяет лишь необходимые для передачи своего настроения приёмы.
Здесь большую роль играет и то, что подходит ли хомус к теме музыки. Так, для подражания кукушке, жаворонку, выговаривания слов песни удобен хомус с достаточно низким основным звуком. Для быстрой современной музыки подходит хомус с коротким язычком, а потому с высоким звуком. А для подражания ветру необходим хомус с очень чувствительным язычком, звучащим от одного дыхания человека.
Один и тот же хомус можно настроить на разный основной звук, закрепляя и меняя величину грузика на кончике язычка.
Музыка должна состоять из трех частей: вступления, раскрытия темы, заключения. Возьмем, например, тему «Ысыах». Ысыах – это вековая традиция. Показывая это, можно начинать со вступительного запева осуохая. Чтобы показать, что ысыах давняя традиция, вначале хомус звучит еле слышно, потом звучание усиливается, но неторопливо и постепенно, как бы приближаясь издалека.
Раньше ысыах открывали с восходом солнца. Поэтому переходом к основной теме служит подражание пению жаворонка, кукушки, проснувшихся с первыми лучами восходящего солнца.
В основной части слышны радость, оживление собравшихся, мелодии их радостных импровизированных песен и танцев, перемешивающихся с голосами птиц, топотом скакунов, голосами играющих детей. Сила звучания, темп игры меняются так же, как меняются запевалы в круговом танце.
В заключении, можно перейти к игре на тему «Осуохай», выговаривая слова текста через хомус.
Или другая тема, «Песня оленевода». Во время вступления с помощью глоточных звуков, игрой с помощью одного дыхания стараешься показать леденящий холод бескрайних просторов тундры, вой урагана и свист ветра. Природа тундры по-своему красива, неповторима. Живущие там люди имеют свои песни, танцы и обычаи. Потому темой основной части может служить песня молодого оленевода про удачную ли охоту, про счастливую ли любовь.
Начав с тихих нежных северных танцевальных мелодий, постепенно переходишь к ритму оленьей упряжки, несущейся по бескрайним сугробам, беззвучного танца северного сияния в ночном небе.
Звук хомуса, то исчезая за снежными холмами, то появляясь за поворотами тропинки, постепенно удаляется. И вдруг взрывается самыми разными звуками, показывая радость встречи близких людей, закружившихся в радостном, лихом танце «Сээдьэ», которым и заканчивается композиция.
При создании музыки с помощью хомуса необходимо уметь пользоваться постепенным уменьшением звука, сменой ритма, темпа, паузой, длинными и короткими звуками.
Можно воспользоваться известными мелодиями, обогатив их с помощью волшебного звука хомуса.
А если во время игры хомусист разволнуется, попадёт во власть собственной музыки, он, сам того не замечая, начнёт тут же сочинять музыку. Тогда выдуманный добрыми богами, сделанный чудо-мастерами хомус заговорит человеческим голосом, запоёт о счастье рода человеческого.
Его волшебная музыка напомнит о весне, нежная песня облегчит страдания, разгонит печаль, его торжествующая песня приумножит радости, принесёт успех.
Чтобы уметь играть так, чтобы волновать души сотен людей, надо самому поверить в человеческую душу хомуса, в волшебство его музыки, идущее из глубины веков, накопленное многими поколениями мастеров изготовления и игры на хомусе, народными талантами.
А для этого необходимо знать свой родной язык, уважать традиции своего народа, стремиться всегда и везде только к хорошему, доброму, светлому.
|