Занятие для начинающих варганистов.

Пнд - Вск: 12.00 - 20.00
khomus@mail.ru
г. Москва , м. Лубянка, 
ул. Мясницкая, д. 10 
2 этаж, 8 офис
Регистрация | Вход
Вход

  запомнить меня на этом компьютере

Наш магазин в Москве

м. Лубянка, 
ул. Мясницкая, д. 10с1              
2 этаж, 8 офис        

+7-906-061-60-71 
(пн-вс 12.00 - 20.00)

Email: khomus@mail.ru
Пн-Вск: с 12:00 до 20:00
По вопросам оптовых покупок, сотрудничества с мастерами, школы варганов, концертов и любых прочих вопросов:

+7-926-591-09-21 Николай

Развитие креативности взрослых в процессе обучения игре на этнических музыкальных инструментах (на примере варгана).

Коваленко А.Н.

ИЭиУ МиСС, г. Краснодар

Для начала немного теории.

В настоящее время в российском обществе в социально-экономической сфере, в науке, технике и технологиях происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно меняющемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, соответствующие своеобразию ситуации, проявлять креативность. Те, кто не обладает вышеуказанным качеством, потеряв привычную точку опоры, с огромным трудом находят новую. В связи с этим новый ракурс получает проблема раскрытия творческого потенциала взрослого человека.

Изучению творческих способностей и творческой деятельности в психологических исследованиях посвящены работы С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, П.М. Теплова, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В.Д. Шадрикова и др. Концепции креативности были созданы Дж. Гилфордом, П. Торренсом, М. Воллахом, Н. Коганом, С. Медником.

Креативность (от лат. творение, созидание) – способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности. Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

На основании теоретического анализа исследований В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского в качестве основных психолого-педагогических условий, способствующих развитию креативности, можно выделить:
1) высокую степень неопределенности образовательной среды (наличие проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств);
2) многовариативность образовательной среды (богатство возможностей, является условием нахождения собственных ориентиров деятельности);
3) низкую степень регламентации деятельности и поведения (отсутствие прямых указаний, предоставление возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения);
4) предметно-информационную насыщенность образовательной среды;
5) представленность образцов креативного поведения;
6) диалогичность педагогического процесса (наличие в педагогическом взаимодействии активной обратной связи, его направленность на межличностное эмоционально насыщенное общение).

Возможно ли искусственно воспроизвести условия социальной микросреды, которые могут позитивно влиять на развитие креативности?

Как утверждает В.Н. Дружинин в своей книге «Психология общих способностей», несомненно, легче всего сконструировать такую среду для детей 3-6 лет. Однако в условиях интенсивного научно-технического и социально-экономического развития от взрослого человека востребовано креативное мышление. В связи с этим, особую актуальность приобретают психолого-педагогические подходы и технологии, ориентированные на создание таких психолого-педагогических условий, которые дадут возможность взрослому человеку понять, реализовать себя, развить творческие способности и проявить их в самостоятельной деятельности.

Приведём для примера исследование, проведённое в частной школе обучения игре на этнических музыкальных инструментах города Краснодара. В исследовании принимали участие взрослые обучающиеся в возрасте от 23 до 40 лет в количестве 20 человек. В группе для начинающих обучение взрослых изучался уровень развития креативности с помощью тестов невербальной креативности П. Торренса (субтест «Закончи рисунок»), вербальной креативности Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтест «Использование предмета» (варианты употребления)).

По результатам диагностики невербальной креативности у взрослых преобладает средний уровень (60%) креативности, низкий уровень выявлен у 36%. Высокий уровень невербальной креативности обследованных взрослых выявлен у 4% . По результатам диагностики вербальной креативности отмечено, что у взрослых также преобладает средний (62%) и низкий (37%) уровни. Высокий уровень вербальной креативности выявлен у 1% обследованных.

Таким образом, по результатам проведённого исследования выявлено преобладание у взрослых среднего и низкого уровней креативности, высокий уровень также присутствует, но в наименьшем значении.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития креативности в обследованной группе взрослых, которые будут организованы в процессе обучения игре на варгане.

Подходящую среду для развития креативности возможно создать в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, так как именно музыка наиболее способствует проявлению творческих способностей, даже у взрослых.

Другой вопрос, почему именно игра на этнических инструментах подходит для формирования у взрослых креативности?

Этника – одно из наиболее старейших направлений в музыке. Другое официальное название – музыка народов мира, местная музыка. Сам термин появился в 60-х годах прошлого века, а широкое распространение стиль этника получил в 70-80-е годы 20-го столетия. Этномузыка тесно связана с фольклором и традициями разных стран. Этнической музыке в большей степени присуща импровизационность – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

Существует множество этнических инструментов и каждый привлекателен для музыканта-импровизатора. Это всевозможные этнические барабаны: дарбука (ОАИ), уду (Нигерия), джембе (Индия), дола (Кавказ) и др.; духовые: диджириду (Австралия), кугиклы (др. Русь), кавал (Турция), фуяра (Словакия), волынка (др. Русь, зап. Европа), пимак (сев. Америка); струнные: гусли (др. Русь), гудок (др. Русь), игил (Казахстан), домра (др. Русь) и др.

Однако, на мой взгляд, наиболее подходящим музыкальным инструментом для развития креативности является именно варган. Варга́н (от древнеславянского варга – рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

В качестве методов обучения игре на варгане, наряду с традиционными методами обучения музыке, для развития креативности взрослых необходимо использовать проблемное и эвристическое обучение, ТРИЗ – педагогику. Все они ориентированы на самостоятельный поиск знаний, открытие закономерностей, творческое применение в деятельности.

При развитии музыкального творчества можно начать с простых упражнений, например «Сыграй мне свое настроение», «Сыграй то, что ты видишь на картинке», где взрослым предлагается сыграть свое настроение, описать звуками предметы изображенные на картинках, импровизируя интонациями и движениями. На занятиях можно использовать процесс сочинительства мелодий в игровой форме с последующим анализом, пропеванием и изображением в свободной форме полученных мелодий.

В процессе занятий задания усложняются. Так взрослым можно сыграть мелодию собственного сочинения, предложив сочинить в соответствие с текстом свою оригинальную мелодию. Задание ещё более усложнится, если на эту мелодию нарисовать сюжет.

Следующий этап развития музыкального творчества – сочинение мелодий контрастного характера на заданный текст. Необходимо отметить, что первые импровизации будут однотипными, похожими друг на друга. Обучающиеся при анализе собственных мелодий сами отмечают данное сходство. В процессе выполнения подобных заданий мелодии становятся всё более оригинальными.

Таким образом, задания становятся всё сложнее. На более позднем этапе взрослые сами, без образцов, смогут выбирать тематику музыкальных произведений, придумывать оригинальные слова и мелодии. При этом необходимо в дополнении использовать зарисовывание, лепку, аппликации мелодий и сюжетов песен, их оригинальное танцевальное изображение, чтобы развивались вербальный и невербальный компоненты креативности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий была составлена программа, направленная на развитие креативности взрослых, в частности, умения успешно импровизировать в группе. При выработке концептуальной основы программы я исходила из представлений о ведущей роли внутренней мотивации в развитии личности и развитии любых, в том числе и творческих способностей взрослых. Лишь при условии любви к музыкальной деятельности во всех ее видах возможно развитие соответствующих способностей. Особенно важна роль мотивации для развития музыкального творчества – сочинительства, импровизационной игры.

Таким образом, педагог может помочь приобрести не только специальные знания и умения, но и развивает творческое воображение, стремление по-своему, оригинально передавать музыкальный образ, импровизировать в игре на варгане.

Список литературы.
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
2. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж:, 2003.
3. Шишигин С.С. Играйте на хомусе. Красноярск, 2001.

Опубликовано 28.09.2013

Примечание: использование материалов с данного сайта возможно только с разрешения администрации сайта.